В преддверии наступающего нового 2022-2023 учебного года в городе Гуково прошли августовские педагогические совещания по профильным секциям. В разговоре о перспективах и планах профориентационной работы с обучающимися приняли участие заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций города и специалисты, занимающиеся профориентационной деятельностью.
В последнее время принято говорить о профориентации обучающихся как о некоей проблемной зоне. При этом под «проблемами» обычно имеется в виду нормативно-правовые, финансовые, кадровые дефициты, которые препятствуют развитию профориентационной работы. Однако, на наш взгляд, главная трудность состоит не в ресурсных дефицитах профориентации, а в противоречивости всего того социально-профессионального контекста, который составляет предмет профориентационной работы.
По мнению авторитетных специалистов, истинные барьеры для развития российской профориентации – это, во-первых, упорное нежелание прямо обозначить комплекс проблем и противоречий, накопившихся в мире труда и профессий, и сделать их предметом обсуждения. В результате мы продолжаем заниматься не тем, чем нужно, а тем, чем не страшно. Во-вторых, неумение выстраивать горизонтальные взаимовыгодные связи с другими заинтересованными сторонами. И в-третьих, привычная склонность всех и каждого ожидать, что «мои проблемы решит кто-то другой», а именно – государство. Работодатель ждёт от государства кадров нужной квалификации с заранее заданными свойствами профессионального самоопределения. Родитель ждёт от государства, что оно обеспечит безоблачное будущее их детей, предоставив им достаточное количество высокооплачиваемых рабочих мест с хорошими условиями труда. Те же родители, вместе со школой, ждут от государства, что оно обуздает эксплуататорские замашки иных работодателей и принудит их гуманно относиться к своему кадровому ресурсу. Система образования ждёт от государства, что оно выделит ресурсы на профориентационную работу, а в школах введёт ставки профконсультантов.
Идея специалистов методического объединения города Гуково по профориентационной работе с молодежью предполагает, что его потенциальные участники осознали практическую бесплодность и морально-психологическую ущербность подобных ожиданий и заняли принципиально иную позицию: «Мы вступаем в диалог, чтобы решать наши проблемы сами и сообща». Вместе со специалистом из Центра занятости населения г. Гуково И.И. Лобановой, при поддержке главного специалиста Сектора по вопросам социальной политики Администрации г. Гуково М.А. Яковлевой и заведующего отделом образования Т.Г. Лысенко при активном участии членов городского методического объединения по профориентационной деятельности в нашем городе успешно реализуется муниципальная модель организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций г. Гуково.
Хочется пожелать в новом 2022-2023 учебном году всем нам в работе по профориентации достичь высокоэффективного диалога на благо взаимного сотрудничества и успешного профессионального самоопределения молодежи!
Н.В. Зайцева, методист МБУ ДО ДДТ