Психолог Центра «Сопровождение» рассказал о проблемах подростков

#Общество

Уважаемые родители! Сегодня,  хотелось бы затронуть тему возраста 11 лет. В нашем бегущем технологическом мире современные дети вступают в подростковый возраст довольно рано — в 11-13 лет. Этот возраст кризисный и сложный. В этот период в жизни начинаются физиологические, психологические и социальные изменения: меняется гормональный фон, обостряются отношения с родителями и сверстниками. В этот момент от родителей потребуется много уважения к вашему ребёнку, принятия его личной позиции, общения и понимания того, что у него появляются новые авторитеты. В возрасте одиннадцати лет дети отдаляются от семьи, приобретают самостоятельность.

Из-за гормональных скачков и особенностей психологии младших подростков поведение их «портится», как и отношения с родителями. Мальчики могут агрессивно спорить с родителями, делать что-либо “назло”, показывая свою независимость. С девочками все проще, но они могут замкнуться, держать все больше и больше секретов, и вместе с этим сильно отдалиться от родителей. Л. Б. Филонов выделяет кризис 11 лет как самостоятельный по содержанию и называет его кризисом негативизма. В этом возрасте, по мнению ученого, ребенок впервые серьезно начинает возражать взрослому и делает попытки эмансипироваться от него в сферах оценок поведения, в выборе друзей, среды обитания и в сфере самостоятельных отношений.

 «Чувство взрослости» как новообразование этого возраста. Чувство взрослости относится к особой форме самосознания — это отношение к себе как взрослому, представление о себе как о взрослом, желание быть и казаться взрослым.

Дети становятся старше. Нужно быть готовым к тому, что вчерашний малыш может обвинить всех в своих неудачах и, громко хлопнув дверью, уйти гулять. Он имеет свои секреты и оберегает личную собственность. Всё чаще уединяется.

Всему виной перестройка организма и начало пубертатного периода. Системы органов перестраиваются, меняется гормональный фон. Одни подростки начинают принимать повадки взрослых, другие — меняют круг интересов и общения, третьи могут начать вести себя агрессивно. Как правило, в одиннадцать лет ребенку становится интереснее в компании сверстников, чем в вашей. Не стоит запрещать ребенку общаться с тем, кто вам не нравится, критиковать друзей и вообще чрезмерно выражать негативные эмоции в отношении тех, кто окружает вашего ребёнка.

Можете быть уверены, все будет сделано с точностью наоборот – просто из чувства противоречия. Если даже вам не нравится кто-то из компании вашего ребенка, постарайтесь спокойно ему об этом сказать. Формулировка «Я тебе запрещаю с ним общаться» категорически не подходит. Наоборот, подчеркните, что вы уважаете его выбор, но просите обратить внимание на какие-то качества характера, которые, на ваш взгляд, не очень соответствуют статусу друга или подруги.

Рассмотрим некоторые причины кризиса этого возраста:

— В подростковом возрасте ребенок начинает быстро расти физически и развиваться умственно. Это приводит к появлению новых потребностей. В силу эмоциональной и социальной неподготовленности тинэйджер не может их удовлетворить. Ребенок чувствует себя взрослым, но не может, поступать как взрослый. Несоответствие желаний своим возможностям приводит к внутреннему конфликту.

— Развитие когнитивных функций помогает увеличить объем знаний, перестроить мышление с образного на абстрактное. Теперь подросток познает новое, опираясь на свой опыт: умственный багаж, память, собственное мнение и умозаключения. Это приводит к осознанию личностной уникальности, формирует жизненную позицию.

— Начинается активная социализация ребенка. Снижается интерес к учебе, падает успеваемость. На первый план выступает общение со сверстниками. Мнение взрослых теряет значимость, подвергается сомнению или вовсе отвергается.

— Конфликты в семьях, где родители не учитывают возрастные изменения ребенка и продолжают применять прежние подходы к воспитанию, обостряют кризисную ситуацию.

Какие могут быть осложнения в этом возрасте:

— ребёнок зачастую сталкивается с непониманием взрослых, буллингом и насмешками ровесников, чрезмерными нагрузками учебной программы и внешкольных занятий. Часто это приводит к сбою в работе нервной системы, появлению различных расстройств;

— отчужденность, истерики, стремление к одиночеству. Пропадает интерес к общению. Появляется попытка уйти от реальности, что приводит к возникновению различных аддикций, побегам из дома, склонности к бродяжничеству. В качестве формы протеста подросток может выбрать девиантное или аутоагрессивное поведение;

— приводят к неврозам, нервным тикам, фобиям, заиканию. В особо сложных случаях — к подростковой депрессии или расстройствам.

Задача взрослого — принять тот факт, что в семье появляется человек, который готов отстаивать свои взгляды и убеждения. Стараться общаться с ним на равных, давать больше свободы, понять, что происходит с ребёнком, и подготовить его к изменениям. И, это период, когда пора объяснять физиологические особенности мальчиков и девочек, поднимать вопрос, откуда берутся дети, давать объяснения по половой гигиене и ответственности. Если дети не получат ответов на вопросы, которые задавать вслух неудобно, от родителей, то они найдут информацию самостоятельно. Но каков будет результат?

Как родитель, вы можете помочь сделать правильный выбор, рассказать о последствиях того или иного поступка. Одновременно со свободой расширяйте зону ответственности: доверяйте подростку новые задачи.

Ещё хотелось бы сказать, что, каждый ребёнок индивидуален и в этом возрастном периоде поведение у детей разное. Наш центр «Сопровождение» города Гуково окажет  всестороннюю поддержку, которая стабилизирует ситуацию и поможет вам и вашему ребенку безболезненно преодолеть сложный жизненный этап.

Центр «Сопровождение» города Гуково, педагог-психолог А.А. Мильцев

Звезда Гуково