Бюджетные параметры следующей трёхлетки, которые обсуждаются в Совете Федерации, сенаторы предлагают изменить за счёт передачи части доходов от акцизов на табачную продукцию из федерального бюджета (сюда зачисляются 100 процентов акцизов) в бюджеты регионов. Помимо того что это позволило бы повысить бюджетную обеспеченность субъектов РФ, такой подход согласуется и с позицией президента, который в апрельском Послании Федеральному Собранию настаивал на поощрении стремления регионов к самодостаточности. В Минфине пообещали к предложениям сенаторов отнестись максимально внимательно.
Совфед на этом настаивает
Передача части табачных акцизов в региональные бюджеты обсуждается в Совете Федерации давно, и с каждым годом градус дискуссии повышается, а Минфин как основной распорядитель денег в стране последовательно и методично вовлекается в этот вопрос. Так, в постановлении Совфеда от 25 декабря 2020 года о предложениях по исполнению федерального бюджета на 2021-2023 годы была включена рекомендация Правительству проработать вопрос о перераспределении доходов от акцизов на табачную продукцию.
«Предлагалось предусмотреть их зачисление не только в федеральный бюджет, но и в региональные бюджеты с учётом установления дифференцированных в разрезе субъектов РФ нормативов, определённых по данным о розничной продаже этой продукции, отражённым в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», — пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Совфеда по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов.
Сегодня это предложение по табачным акцизам может быть рассмотрено в комплексе необходимых мер по стимулированию регионов к дальнейшему наращиванию собственного налогового потенциала. Поощрять стремление регионов к самодостаточности рекомендовал и Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию в апреле, напомнил сенатор.
Глава комитета отметил, что в настоящее время идёт доработка предложений палаты регионов по формированию концепции федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Соответствующее постановление было принято за основу на 505-м заседании палаты, в нём табачная тема также была обозначена. Документ, напомним, был принят на 506-м пленарном заседании Совета Федерации 2 июня. При этом замминистра финансов РФ Ирина Окладникова пообещала отнестись ко всем абсолютно предложениям сенаторов максимально внимательно.
По мнению Анатолия Артамонова, конкретных решений по табачным акцизам со стороны министерства финансов следует ожидать уже в ближайшее время. «Минфин полагает, что вопрос по акцизам на табак целесообразно рассматривать после завершения формирования соответствующих баз данных, полного и достоверного внесения в государственную информационную систему мониторинга за оборотом табачной продукции сведений о её движении из организаций розничной торговли до потребителей, а также её апробации», — отметил глава комитета.
По оценке Минфина РФ, в полном объёме информация об операциях в отношении всей табачной продукции будет отражаться в информационной системе после 1 июля 2021 года.
Дальнейшее стимулирование региональных экономик
В Совфеде отмечают, что общий объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов не индексировался уже много лет. По мнению Анатолия Артамонова, пора исправить ситуацию, причем индексировать общий объём дотаций ежегодно следует не ниже уровня инфляции.
Глава комитета добавил, что действующая система распределения межбюджетных трансфертов не способствует созданию условий для повышения заинтересованности регионов к дальнейшему наращиванию собственного потенциала и стремлению к финансовой самодостаточности.
«Например, при расчете объёма предоставляемой регионам финансовой поддержки из федерального бюджета применяется критерий выравнивания расчётной бюджетной обеспеченности. Отмечу, что не многие регионы, особенно в условиях последних полутора лет, способны достичь уровня бюджетной обеспеченности на уровне или выше единицы», — отметил сенатор.
Для достижения этого уровня, считает Артамонов, требуется длительная последовательная и комплексная работа по развитию налогового потенциала консолидированного бюджета региона, «принятие серьёзных мер по развитию структуры его экономики, а также максимальный контроль за использованием всех имеющихся ресурсов».
Однако как только регион достигает среднероссийского уровня бюджетной обеспеченности и немного превышает его, он автоматически лишается поддержки, напомнил законодатель.
Источник: pnp.ru