По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в годовом выражении продажи легковых автомобилей в России в июне 2022 года снизились на 82% и составили 27 761 штуку. Эксперты также зафиксировали рост июньских показателей по сравнению с ситуацией в мае на 14,4%. Лидерами продаж в июне стали авто марок «АвтоВАЗ», KIA, ГАЗ и Hyundai.
В отчете АЕБ уточняется, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в первом полугодии 2022-го продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 56,9%.
В июне АЕБ сообщала о том, что автомобильный рынок в России сократился в шесть раз — фактически российские дилеры лишь распродают имеющиеся склады ввиду отсутствия новых поставок. На рынке также не фиксируется активный спрос, а большинство иностранных брендов, кроме китайских, приостановили производство в РФ.
По итогам года прогноз неутешительный: в случае реализации пессимистичного сценария рынок может сократиться с 1,6 млн проданных автомобилей в 2021-м до 470 000 штук.
С начала специальной военной операции в Донбассе об уходе с российского рынка, приостановке работы, прекращении поставок или инвестиций в той или иной форме заявили практически все американские, европейские и японские производители.
В минусе лидер российского рынка «Автоваз», продажи которого в июне упали на 81%, до 7 484 машин. Конвейер автопроизводителя не работал большую часть апреля и мая. Автоконцерну пока не помог старт продаж «самого доступного нового автомобиля на российском рынке» — Lada Granta Classic’22. В отличие от «стандартной» модели Classic и более продвинутой Comfort новый автомобиль не имеет подушек безопасности и антиблокировочной системы торможения (ABS). Выпускать машины без них в России разрешили из-за дефицита импортных компонентов.
Kia в июне сократил продажи на 80% (3703 машин), Hyundai — на 86% (2685 машин). За счет продаж легких коммерческих автомобилей на третье место поднялся ГАЗ, реализовав 2710 машин (падение «всего» на 42%). Популярные у россиян Skoda уменьшила продажи на 93% (до 659 машин), Volkswagen — на 93% (до 671 штуки), Toyota — на 95% (387 штук) и Nissan — на 88% (473 штук).
Продажи китайских брендов вышли в топ-10. Haval оказался на шестом месте, продав 1637 автомобилей, Geely — на восьмом, реализовав 1027 машин. Уход с рынка «европейцев» и «японцев» позволил китайским брендам захватывать их доли рынка.
Источники: Форбс, КоммерсантЪ