Объем поставок шоколада из России за рубеж вырос более чем в девять раз за десять лет. В рейтинге экспортеров этого продукта страна поднялась с 19 на 8 место, показав лучшую динамику среди конкурентов из топ-20. Эксперты полагают, что в ближайшие годы Россия способна обогнать по продажам Францию, Италию и Канаду.
С 2002 года доля российского шоколада на мировом рынке увеличилась с одного до 4,9 процента, а объем экспорта вырос в 9,3 раза и в 2021-м превысил 324 тысяч тонн, подсчитали в Россельхозбанке. За это время Россия опередила ранее заметных игроков — Великобританию и США.
Главные покупатели российского шоколада — Казахстан и Китай. На них приходится более 30 процентов от физического объема экспорта. В Казахстане шоколад из РФ неизменно занимает более половины рынка, а вот в Поднебесной за лидерство пришлось бороться. Пять лет назад на долю России там приходилось всего 14 процентов потребления. В 2018-м поставки выросли более чем на 300 процентов. С тех пор Россия удерживает первенство среди экспортеров шоколада в Китае. В 2021-м ее доля составляла 21 процент.
Около 70 процентов экспорта шоколада в 2021 году обеспечили пять регионов России. Больше всего такой продукции, конечно, делают в Москве (1,9 миллиона тонн в год, или десятую часть). Далее идут Пензенская и Владимирская области, за ними Самарская и Ульяновская. На топ-5 производителей приходится около 20 процентов общего объема продукции, что говорит о сравнительно равномерном распределении шоколадных фабрик по стране.
Отечественные производители покрывают около 90 процентов потребности сладкоежек. Внутренний спрос стабилен и выше, чем в Европе — почти 7,5 килограмма на человека в год. Средний француз или британец съедает вдвое меньше (3,6 и три кило соответственно). Но до уровня американцев, которые в год уминают девять килограммов шоколада, и до швейцарцев с их 11,6 кило нам еще далеко.
Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка:
— Корень успеха наших экспортеров в двух факторах. Во-первых, российский шоколад — действительно вкусный и качественный. Он конкурентоспособен по потребительским характеристикам и нередко выигрывает в цене.
Во-вторых, нашим производителям удалось познакомить иностранных потребителей со своей продукцией с помощью грамотного маркетинга. «Стена незнания» сломлена, и теперь перед экспортом открыты благоприятные перспективы, особенно в Азии.
Что касается Китая, то шоколад не является традиционным продуктом. Более-менее масштабное производство его началось там только в 1960-х годах. Несколько десятилетий китайцы относились к шоколаду с подозрением, считая его очередной сладостью, от которой можно быстро потолстеть.
Формирование новой культуры потребления началось в конце прошлого века. Потребление шоколада в Китае до сих пор находится на очень низком уровне — 200 граммов на человека в год. Так что китайский рынок обладает огромным потенциалом. И хорошо, что российский шоколад там уже знают и любят.
Источник: Российская Газета