Руководитель театра «Воскресение»: «Наша цель – не вырастить звездных артистов, наша цель – вырастить добрых детей»

В воскресенье на территории Прихода храма Целителя Пантелеимона кипит жизнь: умелицы плетут маскировочные сети для бойцов на передовой, на площадке резвятся дети, прихожане любуются цветами на ухоженных клумбах. Захожу в здание Прихода и сразу слышу церковные песнопения – это ученики воскресной школы разучивают новые распевы. В других кабинетах тоже трудятся ребята: рисуют, учат Евангелие, музицируют и помогают на кухне.  

#Культура

Татьяна Юрьевна Дубовик – директор воскресной школы «Свет ангела» и руководитель учебного театра «Воскресение» – в делах с самого утра. Оно и немудрено, ведь в воскресной школе учатся аж 80 ребятишек разных возрастов. Некоторые из них тихие и усидчивые, другие же – активные и шумные. Но все вместе они образуют большую  и дружную театральную труппу, которая дарит гуковчанам незабываемые спектакли. Татьяна Юрьевна с улыбкой рассказывает о том, как все начиналось:

– Любая воскресная школа – это всегда праздники. И как-то учителя обратили внимание, что активизация жизни школы идет именно в период подготовки к Рождеству или Пасхе. Так в 2016 году в Свято-Пантелеимоновском приходе на базе воскресной школы появилась театральная студия, которая в 2019 году преобразовалась в учебный театр «Воскресение».

Преподаватели в один момент поняли, что дети устают сидеть за партами с понедельника по пятницу и в воскресной школе им хочется общения в более неформальной обстановке. В период подготовки спектаклей как раз и получается такая творческая атмосфера, в которой удается воспитывать детей с помощью искусства:

– Но театр – это лишь форма. Наша цель – не вырастить звездных артистов, наша цель – вырастить добрых детей, – говорит руководитель учебного театра «Воскресение».

История спектаклей театра при воскресной школе начиналась с преимущественно рождественских постановок – «Рождественское путешествие», «Дары для Христа». Потом за основу брались произведения христианских писателей, таких как Антуан де Сент-Экзюпери и Ганс Кристиан Андерсен. А бывало, что старшие дети и учителя вместе писали оригинальный сценарий.

Когда речь зашла о постановках, дети начали рассказывать, какой спектакль у них любимый. Особой популярностью пользуются «Маленький принц» и «Снежная королева». Дети говорят об этих постановках с «горящими» глазами:

– Мне очень понравился сказочник!

– А мне то, как красиво танцевали девочки!

– В «Снежной королеве» были очень смешные снеговики!

Татьяна Юрьевна Дубовик смотрит на своих воспитанниц с любовью и теплотой и дополняет рассказ девочек об интересных моментах в постановках:

– Кстати о снеговиках. Мы часто вводим дополнительных персонажей, чтобы занять в постановках всех ребят, ведь  помимо 80 человек, которые занимаются в воскресной школе, еще 10 учатся в интернате и репетируют там. В «Снежной королеве», например, добавили снеговиков, которые были на заднем плане наподобие белки из «Ледникового периода». Они следовали за Гердой и иногда помогали ей.

Так как цель «Воскресения» – не просто показать новую постановку, а научиться чему-то хорошему, репертуар театра выбирается в первую очередь по принципу полезности для детей и зрителей. Пока ребята готовятся к спектаклю, учат сценарий и репетируют, учителя разговаривают с ними о каждом персонаже, о каждой сцене.

– В «Маленьком принце» малыши играли баобабов, которых надо было пропалывать. Прежде чем сыграть вот эту минутную сценку, где они вышли и побегали вокруг планеты, мы с ними долго разговаривали. Баобабы – это образы наших грехов. Они как такой небольшой сорнячок – его не трудно вырвать. Представим: ребенок в школе украл у соседа карандаш. Это маленький грех. Но он осознал это и покаялся, а значит – «вырвал» из себя этот грех. А если сегодня украл карандаш, завтра не сдал книжки в библиотеку, а послезавтра, к примеру, украдкой взял в «Магните» шоколадку, то этот маленький грех растет и становится привычкой, от которой будет сложно избавиться. Мы с малышами выходили в поле, пробовали рвать маленькую травку и большие колючки. В процессе дети понимали, что колючку вырвать тяжело. И когда они выходили на сцену, ребята не просто прибежали и что-то там показали – они уже прожили и осознали сценку, – делится необычным подходом к учебному процессу Татьяна Юрьевна.

Дети, которые занимаются в театре, становятся более открытыми, более  социализированными. Они учатся правильно разговаривать, не бояться микрофона и выступлений на публике:

– В 9 классе проходит экзамен по устному русскому языку, на котором нужно отвечать, произнося все ответы в микрофон. Учителя делятся, что часто дети заходят в кабинет и впадают в ступор при виде микрофона, который никогда не держали в руках. А наши дети подготовлены: знакомы с петличками, подвесными и хоровыми микрофонами. Они уже разбираются во всей этой технике и не боятся.

Для детей среднего возраста театральная студия становится площадкой, где они могут получить полезную среду для общения со сверстниками. Старшие ребята получают возможность почувствовать себя взрослыми, нужными и самостоятельными, ведь на их плечи ложится ответственность за обеспечение звуковым и световым сопровождением спектаклей, а так организационная помощь преподавателям. Но и родители учеников воскресной школы вносят свой вклад в подготовку спектаклей:

– Дети у нас бывают раз в неделю с 8:00 до 14:00, а остальное же время они в обычной школе и в семье. Если дома они не видят подтверждения тому, чему мы здесь учим, то все это впустую. Так что стараемся привлекать и родителей. У нас есть столярная мастерская, где мальчишки с отцами могут, если нужно, сделать какой-нибудь деревянный каркас для декораций. А мамы помогают с одеждой для выступлений или решают организационные моменты. Но в основном костюмы шьют мастерицы из ателье «Каприз» под руководством Марины Сучковой. У них золотые руки.

Огромный толчок в развитии учебному театру дал Второй конкурс Президентских грантов, который проходил в 2019 году. Проект, представленный Приходом храма Целителя Пантелеимона, стал победителем и получил дополнительное финансирование на костюмы, реквизит, зарплату для привлеченных специалистов – логопеда и психолога. Приглашать для работы с детьми профессионалов очень важно, тем более, в каждом классе есть дети с особенностями.

– Для некоторых детей с ОВЗ роли находятся сразу, для кого-то специально придумываем занятия по силам. Кто-то может хорошо читать стихи, но не в состоянии, к примеру, использовать физическую силу. При этом абсолютно все ребята вливаются в общий коллектив. Девчонки и мальчишки, конечно, помогают детям с ограниченными возможностями, ведь прежде, чем привести такого ребенка в класс, мы беседует о том, что все мы разные, – поясняет Татьяна Юрьевна Дубовик. 

В качестве наград для детей педагогический коллектив и родители организовывают поездки в различные театры. В июне ребята два раза ездили в театр в Ростове. Буквально в субботу Татьяне Юрьевне удалось договориться с ректором ростовского филиала ВГИК об экскурсии – детям очень интересно заглянуть в мир настоящего театра.

На новый учебный год у юных театралов и их руководителя много планов. Главные из них – снова получить Президентский грант и подготовить прекрасное представление к Рождеству по сказке «Заколдованный принц». Кстати, учебный театр «Воскресение» получал этот грант уже трижды – в 2019, 2021 и 2022 годах.

М. Качура

Фото из группы ВК Свято-Пантелеимоновский приход г.Гуково

Звезда Гуково