9 февраля глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн внес в Госдуму законопроект, согласно которому органы власти будут обязаны создавать официальные страницы в социальных сетях и публиковать актуальную информацию.
«Инициатива по «легализации» работы органов власти в социальных сетях буквально висела в воздухе. Госсектор уже неплохо освоил сферу соцмедиа: созданы официальные аккаунты, люди могут обратиться через них практически в любое ведомство, составляются рейтинги открытости и активности госорганов в соцмедиа, появляются соответствующие номинации в известных премиях и т.д.», — считает заместитель директора Южно-Российского института управления РАНХиГС Алексей Баранов.
По его словам, основная проблема большинства так называемых госпабликов — официоз. Тяжелые тексты, некачественные отчетные фото и зачастую неполное понимание специфики работы в соцмедиа. Даже несмотря на отсутствие законодательной нормы, «вести Инстаграм» — это обязанность, по сути навязанная большинству органов.
Лишь редкие ведомства (в основном федеральные) пришли в соцсети сами, по собственной инициативе. Это очень хорошо видно по их акканутам. Классический пример в этом плане — Федеральная антимонопольная служба.
«Законопроект Александра Хинштейна предусматривает наличие официальных аккаунтов не только для госорганов и органов местного самоуправления, но для подведомственных организаций. Помимо обязательной информации о ведомстве, официальная страница должна будет содержать информацию об опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан, а также материалы по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты слушаний или общественных обсуждений. Отдельным пунктом контент-плана станут тексты и (или) видеозаписи официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей госорганов. При отсутствии отработанных технологий и профессиональных специалистов, которые возьмут на себя эту работу, мы просто получим обилие некачественного контента», — подчеркивает Алексей Баранов.
В прошлом году совместно с ростовским Центром управления регионом Южно-Российский институт управления РАНХиГС запустил программу повышения квалификации «Соцмедиа в государственном секторе: основные инструменты и технологии их использования». Обучение по ней прошли представители органов местного самоуправления и бюджетных организаций Ростовской области и Краснодарского края.
«Сейчас мы планируем серию очных мероприятий, направленных на развитие соответствующих компетенций у муниципальных служащих. В процессе подготовки провели опрос, в котором приняли участие более 100 сотрудников отраслевых и функциональных подразделений администрации города Сочи. В качестве основных проблем при работе с социальными сетями респонденты назвали отсутствие времени на эту работу (58%), обилие негатива от подписчиков (18%) и нехватку компетенций (11%)», — рассказывает директор центра по развитию внешних и внутренних коммуникаций ЮРИУ РАНХиГС, руководитель образовательной программы Ирина Бородчук.
По ее словам, при работе с муниципальными служащими и сотрудниками бюджетных организаций Ростовской области, эксперты отмечали те же проблемы:
«Люди не понимают, о чем писать и главное зачем. Таким образом, кадровый вопрос сейчас выглядит ключевым в этой сфере. Если закон будет принят и аккаунты в соцсетях станут законодательно закрепленной обязанностью, будет необходимо усиливать кадровую составляющую, выделять соответствующие ресурсы, системно обучать людей».