Состязания юных математиков

#Образование

Можно решить половину задач и выиграть, а можно решить всё и остаться ни с чем!

На протяжении многих лет наступление весенних школьных каникул было сопряжено со стартом городского чемпионата по математическим боям среди обучающихся 5-8 классов общеобразовательных организаций города Гуково.

Имея богатый опыт участия команды нашей школы в подобных соревнованиях и достаточно большой успех, в преддверии недели математики в МБОУ СШ № 6 состоялся математический бой. Организаторами мероприятия стали ученики 11 класса, члены кружка «Математику уже затем изучать стоит, что…».

Были сформированы две команды по 7 человек – «Карл Фридрих Гаусс» и «Леонард Эйлер», в состав которых по результатам жеребьёвки вошли учащиеся с пятого по десятый классы – юные математики, влюблённые в царицу всех наук. Среди участников боя были как новички, так и опытные бойцы – неоднократные призёры и победители городских Чемпионатов по математическим боям прошлых лет: Анна Шишкина, Александр Зайцев, Александра Ёлшина, Иван Мересиди, Александр Смородинов, Сергей Ёлшин.

Каждой команде предлагалось решить 10 задач, разделённых на два блока. Первый блок состоял из 7 задач, которые ранее встречались на городских турах математических боёв; второй блок был сформирован из 3 задач повышенной сложности и предназначался для участников, которые уже в силу возраста не могут участвовать в игре, то есть для 9-10 классов.

Мероприятие выполняло не только развлекательную функцию. В первую очередь, самые юные математики на примере смогли понять суть и правила игры, а также они получили много полезных советов от старшеклассников о том, как нужно оппонировать, какие вопросы стоит задавать и как выстраивать стратегию.

Математический бой указал и на недочёты, которые допустили команды.  Самая распространенная ошибка – участники предпочли решать задачи самостоятельно. Но не стоит забывать, что математический бой – это командная игра, решать все задачи в одиночку сложно и бесполезно, ведь регламентом предусмотрено, что каждый участник может рассказать решение не более двух задач. После решения стоит объяснить задачу капитану, чтобы убедиться в правильности её решения, и при наличии ещё не решённых задач не тратить время напрасно.

На эту тему очень ёмко высказался заместитель капитана команды «Гаусс», Антон Андреев: «Если рассматривать конкретно наш бой, то тут можно выявить как стратегические ошибки, так и стратегические манёвры. Исходя из боя, можно выявить большую проблему – слабое оппонирование. Даже если оппонент не понимает решение, то всё равно с ним соглашается, не задавая вопросов. Но это второе, над чем нужно работать, а первое и самое важное – это стратегия. Играя в математический бой, можно решить половину задач и выиграть, а можно решить всё и остаться ни с чем. Первостепенно надо работать над планировкой действий и маневрированием при плохой позиции в бою. Также очень важна сплочённость команды».

Среди новичков хочется выделить Полину Уварову, которая принесла своей команде 22 балла и стала победителем в номинации «Самый результативный игрок боя». Полина проявила лидерские способности, попытавшись организовать работу среди учеников младших классов своей команды.

Если эпидемиологическая ситуация улучшится, то в ближайшие годы, возможно, мы увидим Полину в качестве капитана команды нашей школы на городском чемпионате.

Хоть соревнование прошло внутри школы, оно оставило у каждого участника самые яркие и приятные впечатления.  Ребята не только приобрели новые знания и поупражнялись в решении математических задач, но и завели новых знакомых. Участники команды «Карл Фридрих Гаусс», несмотря на проигрыш, тоже давали математическому бою положительные отзывы.

Своими впечатлениями поделилась ученица 11 класса Анастасия Мунтян, принявшая активное участие в проведении боя: «Несмотря на обстановку борьбы за звание лучшего, все участники были очень заинтересованы, в глазах с каждым вызовом загорался огонёк азарта, стремления к победе. Они поддерживали своих товарищей и с уважением выслушивали соперников. Наблюдая за командами, я заметила, что каждый из них, объясняя или решая определенную задачу, мыслит совершенно по-разному, находит свой подход и приходит к успеху. Математические бои – отличный способ попробовать свои силы в области очень сложной, но разносторонней и занимательной науки».

Будем надеяться на то, что в ближайшем будущем возобновятся математические бои между командами школ города и нашим ученикам удастся испытать радость от одержанных побед!

Татьяна Матрипула, ученица 11 класса, член кружка «Математику уже затем изучать стоит, что…»

Т.А. Байдак, учитель математики, руководитель кружка «Математику уже затем изучать стоит, что…»

Звезда Гуково