В один из вечеров я взяла в руки сборник стихотворений «Вечерний альбом» и с подборки литературно-исторических материалов начала свое знакомство с Мариной Цветаевой.
В 1910 году, когда ей ещё не было 18 лет, Марина Цветаева опубликовала свой первый сборник, скрыв это от семьи. В сборник вошли стихотворения, написанные ею в гимназистские годы. Почему она так сделала? Мне стало интересно найти ответы на эти вопросы. Уже достаточно много написала, что пора поведать другим о себе, о своих чувствах к близким людям, к дорогим местам, к любимым героям.
Во второй вечер я встретилась с той частью материалов, которые были посвящёны её детству. Цветаева пишет «из рая детского житья», кажется, она и не прочь в нём остаться. Здесь отражены её первые впечатления о жизни: счастье быть с мамой, домашний уют, поездки, гимназия…Радуюсь вместе с ней и немного завидую. «Моё любимое занятие с четырёх лет — чтение, — утверждает она. – Книги дали мне больше, чем люди». Очевидно, увлечение книгами было порой важнее внешних впечатлений: в них «золотые времена, где взор смелей и сердце чище!». О книжности стихов говорят подобранные ею эпиграфы и часто встречающиеся в её строчках имена литературных и исторических героев.
Третий вечер был наполнен любовными строчками. В сборнике много посвящений, стихотворений о первом чувстве, ещё не испытанном, но ожидаемом. Он ещё «милый, дальний, чужой», но обязательно придёт и станет другом. («Новолуние»). Как томится душа героини! Какие сильные чувства она испытывает: «Нету мочи!», «рвусь к любимому плечу!».
Читаю одно за другим стихотворения: долгожданные встречи заканчиваются горечью непонимания, а потом и болью расставания:
Ты всё мне поведал – так рано!
Я всё разгадала – так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос…
(«На прощанье» 1910)
То, что она вкладывала в стихи, она могла сказать только наедине с собой. Жаль, что осталось в прошлом это занятие — запись в альбом, да и вообще на бумаге. Всё-таки в лентах соцсетей и чатах теряется что-то личное, сокровенное, вечное…
Вечер пятый. Чем дальше я читаю, тем серьёзнее становятся размышления Марины Цветаевой о том, что же такое счастье? «Дай мне понять, Христос» («Ещё молитва» 1910). Желание стать самой красивой, желанной, совершенной? Об этом мечтает каждая девушка, считая, что она того достойна. Но можно ли стать по-настоящему счастливой, не испытав печали и горя? Марина Цветаева утверждает, что нет:
Мне не надо блаженства…
Мне не надо любви…
Дай мне душу, Спаситель, отдать…
Ей хотелось «оголить» свою душу, и это у неё и получилось. Чувствуется, что её стихи полны душевного трепета, как, например, эта игра слов:
Всё перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
Цветаева училась в пансионах России, Германии, Франции. Часто жила в Европе, много путешествовала. Одинаково хорошо, по её утверждению, знала русский, французский и немецкий, говорила на этих языках, писала стихи, была переводчиком. Но в «большом и радостном Париже» она тосковала и чувствовала себя одинокой («О Париже» 1909). Там ей снились «русские травы, облака». Возможно, эта была Таруса — место, где прошли её лучшие детские годы. Дни, проведённые в Тарусе, она называла «золотыми». Здесь написаны многие стихи, которые вошли в сборник «Вечерний альбом».
Подобное состояние тоски и мне знакомо. После поездки на море, когда спрашивают о впечатлениях, рассказываю и вспоминаю, как скучала по дому, по нашим городским вечерним улочкам, по котикам у нас во дворе… Это, я думаю, и называется «чувством Родины».
Вечер шестой стал для меня бесценным, а новая встреча помогла понять, что имея небольшой опыт, набираясь впечатлениями, можно получить представление о многих вещах, многое испытать, прочувствовать. Как важно побыть наедине с самим собой. И это вовсе не значит жить без людей! Так, вероятно, формируется личность. Сложилось ощущение, что автор, готовя публикацию книги, располагала стихи так, чтобы читатель мог понять её многогранность и неповторимость между строк.
И наконец, сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом» 1910 года открыл для всех новую поэтессу, способную занять особое место в русской литературе, а её индивидуальность стала очевидна всем читателям.
И, кажется, для меня это были не последние вечера, проведённые с ней, с этой удивительной невероятной женщиной.
Екатерина Светличная, юный журналист, студия «Живое слово» ДДТ