Станция юных техников является учреждением дополнительного образования технической направленности и играет огромную роль в формировании патриотических качеств личности. Занятия техническим творчеством в объединениях «Моделирование и конструирование» и «Судомоделирование» помогают реализовать целый комплекс воспитательных задач. Они позволяют сформировать у учащихся такое важное качество личности, как патриотизм.
Под патриотизмом, на наш взгляд, в современных условиях мы должны понимать:
— чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
— уважительное отношение к родному языку;
— забота об интересах Родины;
— проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
— гордость за ее социальные и культурные достижения;
— уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;
— стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету Родины.
Неоценимая роль в этой работе принадлежит проектной деятельности, которая реализовывается с обучающимися с первого дня и на протяжении всего периода обучения. Проектные работы ведутся от простого к сложному, от бумажной модели к моделям-копиям. Проектная работа способствует развитию у ребят инициативы, патриотических качеств личности, творческих способностей. Кроме того, дети получают знания истории развития военной техники.
Ежегодно обучающиеся объединений участвуют в мероприятиях героико-патриотического воспитания и представляют свои работы на выставках и конкурсах технического творчества. Они проводят работу над созданием самых разнообразных проектов военно-патриотической направленности. Начиная работу над проектом, необходимо не только реализовать свою идею в модель, но и как можно больше узнать ее историю и о конструкторах, которые ее создали. Только так может появиться идея, положенная в основу изготовления модели. Затем, при изучении исторических данных, появляется интерес. В процессе работы возникает гордость за людей, создавших технические средства. Именно изучение и реализация являются залогом плодотворной работы. Поэтому для интеграции военно-патриотического воспитания и конструкторского обучения были выбраны темы: «Современная военная техника», «Военная техника времен Великой отечественной войны», «Техника специального назначения», «Гражданская техника».
Сначала изучается изготовление изделия в оригинале, его преимущества и недостатки, потом изучаем технические чертежи и возможное масштабирование, и только после этого приступаем к изготовлению моделей. Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов, у ребят формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля и взаимопомощи.
На основе комплекса ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — ИНТЕРЕС — ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ мы добиваемся того, что каждый ребенок является успешным в своей деятельности независимо от результата.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в наших объединениях, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в объединении и развитии военно-патриотической деятельности.
И.В.Антипова, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ
Е.Е.Шарапова, методист МБУ ДО СЮТ