Почему я на столько выгляжу: ученые ЮФУ изучают оценку возраста

Учёные ЮФУ пришли к выводу, что влияет на оценку возраста, данную нам незнакомым человеком. Полученные результаты составят основу для разработки программы социально-психологического тренинга управления впечатлением и профилактики явлений эйджизма для различных групп населения.

#Общество

То, на сколько лет мы выглядим при первой встрече, создает в голове у незнакомца определенный образ, который при последующем общении влияет на межличностную коммуникацию, симпатию человека к нам и даже уровень уважения. Отсюда возникает интерес к поиску закономерностей конструирования воспринимаемого возраста — возраста человека, приписанный ему субъектом восприятия, то есть, другим человеком. 

Для отечественной психологии воспринимаемый возраст совершенно новая категория. В России изучением нового понятия занимается научный коллектив Южного федерального университета в лице доцента Академии психологии и педагогики, кандидата психологических наук Татьяны Воронцовой, а также преподавателя кафедры психологии управления и юридической психологии Алёны Артамоновой. 

В ходе первого этапа исследования выявлено, что доминирующую роль в конструировании воспринимаемого возраста играет «Фактор внешнего облика», а также собственное отношение к нему.

«Отношение к своему внешнему облику зрелого человека запускает разнообразные практики ухода за своим внешним обликом: трансформацию физического внешнего облика, организацию социального внешнего облика, реализацию того или иного экспрессивного поведения. Что, в свою очередь, в глазах воспринимающего субъекта «омолаживает» или «старит» его, перемещая на предыдущий или следующий возрастной этап»,– объясняет Татьяна Воронцова. 

В уже зрелом возрасте не физический, а социальный внешний облик позволяет значительно скорректировать впечатление о возрасте человека в сторону более молодой возрастной группы, в некоторых случаях, омолаживая человека на 14 лет от имеющегося возраста. Именно моделирование социального внешнего облика может стать альтернативой «жестким» хирургическим методам омоложения.       

На первом этапе исследования ученые пришли к выводу, что в процесс конструирования возраста включены гендерно-возрастные и этнокультурные стереотипы. 

«Нами обнаружены гендерно-специфичные закономерности конструирования воспринимаемого возраста при восприятии мужчин и женщин-ровесников, обусловленные гендерными стереотипами и связанными с ними практиками ухода за своим внешним обликом, –  рассказывает Татьяна Воронцова – Зрелые женщины выглядят моложе ровесников-мужчин, уравнивая свои возможности и ресурсы с помощью более моложавого внешнего облика; молодые женщины выглядят старше своих ровесников-мужчин, демонстрируя зрелость, ассоциированную с более старшим воспринимаемым возрастом» . 

Чтобы подтвердить существование возрастного стереотипа: «женщина стареет, мужчина мужает» был создан набор фотоизображений лица, трансформированных с помощью программы FaceApp. Зафиксированная динамика отношений обнаружила доброжелательный (увеличение уважения) и враждебный эйджизм (увеличение антипатии) по отношению к пожилым людям, имеющим явные возрастные изменения внешнего облика.

Результаты проекта представлены на Всероссийском психологическом форуме (28-30.09.2022, Екатеринбург), Международной конференции «Ананьевские чтения – 2022» (18-21.11.2022, Санкт-Петербург); Международной юбилейной научной конференции ИП РАН (16-18.11.2022, Москва), а также опубликованы в ведущих журналах: «Российский психологический журнал», «Экспериментальная психология», «Социальная психология и общество», «Социальная психология», «Южно-Российский журнал социальных наук» (РИНЦ). Подготовлены главы в коллективных монографиях «Психологические исследования внешности и образа тела» (Рязань, 2022) и «Лицо человека в системах коммуникации» (Москва, 2023).  

Полученные на первом этапе данные будут включены в социально-психологическую модель конструирования воспринимаемого возраста и в разработку программы социально-психологического тренинга конструирования воспринимаемого возраста, управления впечатлением и профилактики явлений эйджизма для различных групп населения, которые будут созданы на следующем этапе исследования.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда «Конструирование воспринимаемого возраста в социальном познании: анализ механизмов и факторов» (№ 22-28-01763) в Южном федеральном университете.

Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета

Звезда Гуково