Еще в начальной школе для развития своих способностей детям предлагают заниматься в различных кружках. Но когда мы учились во втором классе, то еще не слишком задумывались о выборе будущей профессии. И даже не пытались представить ее, поэтому на вопросы родителей отвечали первое, что придет в голову. Понравилась картинка с поваром в учебнике – захотел работать там, где будут вкусно кормить, а услышал историю про Юрия Гагарина – решил стать космонавтом. А если родители тебя не отдали ни в музыкальную школу, ни в спортивную секцию, ты – свободная птица.
В моем случае я даже не знаю, сколько прошло бы времени, прежде чем нашлось то самое занятие, которое можно гордо назвать своей будущей профессией. За годы обучения в школе, где-то до 5-го класса, особых успехов у меня не наблюдалось. Зато появлялись проблемы. Самой главной были ужасные оценки по русскому языку, и когда в школьной программе появились изложения, ситуация ухудшилась совсем. Было очень сложно излагать мысль, причем и чужую, и свою. На одном из уроков, когда меня уже уведомили о получении новой тройки, в класс вошла Ольга Николаевна Тараненко и рассказала о студии, где занимаются юные журналисты. Там начинающие корреспонденты пишут статьи, издают стен-газету и участвуют в конкурсах. Я поняла – там учили писать.
Студия юных журналистов «Живое слово» была создана более 10 лет назад по инициативе учащихся в связи с необходимостью и желанием детей научиться пользоваться информацией, уметь общаться, находить актуальные темы и через СМИ решать проблемы, которые волнуют подростков. Вначале это была студия юных корреспондентов, статьи которых публиковались в газете «Провинция». Ребята учились ответственности и пониманию сложности работы журналиста. И поступить в студию можно было уже с 4-го класса, то есть с 10-11 лет. Сейчас юнкоры сотрудничают с газетой «Звезда Шахтера».
Я думала, что когда приду в эту студию, меня сразу научат самым главным приемам писательства, покажут механизмы, благодаря которым слова в голове складываются в текст. Но, все было не совсем так.
Был небольшой кабинет, в котором занимались такие же школьники, как и я – кто-то старше, кто-то младше. Конечно же, у каждой возрастной группы был свой график, но многие оставались подольше или приходили раньше. Никто никого не обязывал, не ругал за опоздания – всем было в радость находиться здесь. Я поражалась тому, какими разносторонними были мои «коллеги», сколько книг они читали и сколько историй рассказывали. Мы разговаривали о том, что у кого происходит в школе, кто на какие оценки написал контрольную работу. Параллельно с этим у нас проходили настоящие занятия. Каждый день были игры, развивающие умение строить ассоциативный ряд, подбирать синонимы, находить нужные слова, придумывать истории. Меня поражало, как люди вокруг меня делали все быстро и легко. Я же боялась сказать что-то, ведь все мои идеи казались незначительными.
Самым главным было то, что нам давали темы для текстов. Объем был не важен, только через 5-10 минут нужно было зачитывать уже готовую работу. Это ставило в ступор, ведь когда пишешь сочинение в школе, на него уходит больше времени, и никто, кроме тебя и учителя, не будет знать его содержание. Здесь же слушали все, находящиеся в студии. Слушали и комментировали.
Текст за текстом, неудача за неудачей, я училась выражать свои мысли. Мне уже не так страшно было взять ручку и посмотреть на чистый белый лист. «Писать» для меня теперь значило «говорить». Когда люди читают твой текст, им не нужно подгонять тебя, они не смогут перебить или перенаправить твою речи и мысль. Когда ты пишешь, ты ведешь разговор не столько с другими, сколько с самим собой. Стоило мне понять это, как все и началось.
Первой моей работой была новогодняя сказка с элементами ужаса. Помню не столько ее, сколько чувство гордости, будто создала нечто великое. За время своего обучения, мне кажется, я не писала только одно – сценарии. В остальном было все – от сказок до заметок, от статей до стихотворений. Эти пробы были далеко не лучшими, но разговор о качестве пошел тогда, когда настало время конкурсов. Сначала были грамоты за участие, потом третьи места, а потом и победы. Благодаря последним мне удалось доказать родителям и самой себе, что журналистика мне действительно нравится и я могу попробовать заняться ей. Это не просто мое маленькое хобби, это гораздо большее. Уже в 9-ом классе я знала, кем хочу быть. Я знала, какие экзамены сдавать и к чему готовиться. Самое важное: благодаря занятиям у меня были грамоты и публикации для портфолио.
Стала ли я потрясающим писателем? Нет. У меня любой текст читается на одном дыхании? Совсем нет. Но все же у меня уже есть направление, я знаю, чего хочу, я учусь и каждый написанный мной текст – это маленький шаг к хорошему тексту.
Я хочу сказать спасибо Ольге Николаевне, руководителю Студии юных журналистов «Живое слово» Дома детского творчества, за то, что она сделала для меня и для всех своих учеников. Она всегда поддерживала нас, болела за нас, учила, подталкивала, вдохновляла. Благодаря ей мы думали и рассуждали, анализировали. Мы искали себя. Собираясь в кабинете и, читая вырезки из газет, мы делились своими мыслями и идеями. Это очень важный момент, потому что когда ты юн, тебя мало кто из взрослых может воспринимать всерьез. А Ольга Николаевна всегда была с нами на равных.
Студия юных журналистов «Живое слово» всегда рада принять в свои ряды начинающих дарований. Если вам кажется, что писать – это страшно и сложно, но интересно и волнительно, то вам определенно нужно попробовать. Писать может каждый. И я тому подтверждение.
Анна Родякина, выпускница Студии юных журналистов «Живое слово», студентка 2-го курса факультета лингвистики и журналистики РГЭУ (РИНХ).
Фото из архива студии «Живое слово»: 2013 год — юные корреспонденты из Гуково получили награды за участие в областном конкурсе «Взлетная полоса».