Сейчас для предпринимателей в России — время возможностей, когда закрываются одни двери, но при этом открываются другие. Так что построить эффективный бизнес возможно даже в сегодняшних условиях. Операционный директор технологической платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец определил пять бизнес-направлений и проанализировал в них спрос.
Кадровое агентство
Рынок труда сейчас активно перестраивается. В обиход компаний входят понятия аренды кадров и аутсорса. Это позволяет сделать подход к кадрам более гибким и адаптивным к новым условиям, при этом не снижать темпы производства и сокращать издержки на процесс найма и адаптации. В будущем к такому «уберизированному» подходу к кадрам будут обращаться все больше компаний, поэтому сейчас запускать собственный проект в этой сфере может оказаться достаточно перспективным. К тому же, уже сейчас наблюдается дефицит кадров в некоторых отраслях, например, в IT. И компания, которая будет заниматься наймом специалистов или подбирать целые удаленные команды под конкретные проекты и нужды заказчика, может быть вполне востребованной. Конечно, для старта такого дела важно понимать специфику рынка и иметь хорошие контакты в среде и портфолио. А также инвестировать достаточно средств в разработку сайта, маркетинг и грамотный sales-отдел. На это может уйти от 1 до 5 миллионов рублей. Но уровень среднего чека за работу специалиста или разработки под ключ колеблется от 200 тысяч рублей до 2-3 миллионов соответственно, что делает такую затею при всех трудо- и денежных затратах довольно рентабельной.
Бытовая химия и средства гигиены
Доля импортных или частично импортных непродовольственных товаров в стране до недавнего времени насчитывала порядка 70 процентов. Сейчас, когда многие иностранные компании ушли с рынка, а новые логистические цепочки еще не закрепились в этой нише, занять ее могут отечественные поставщики. При этом средства гигиены — товары первой необходимости, их будут покупать в любой кризис. Бытовую химию могут частично заменить «народными средствами», но полностью спрос тоже не исчезнет. Люди могут выбирать более бюджетные варианты, но тем не менее продолжат покупать товары. Для того чтобы занять хорошую долю на рынке, необходимо наладить крупное производство и вложить средства в маркетинг. Это расходы в десятки миллионов рублей, но и оборот может быть соответственным. Однако начинать в этой нише можно и с малого. Спрос будет перераспределяться и достанется даже бутиковым компаниям. Небольшой интернет магазин — реселлер товаров из Китая, или ручное производство косметики для дома, или средств гигиены из натуральных материалов — все это достаточно перспективные направления, при этом не требующие больших вложений. Для варианта с перепродажей потребуются деньги на аренду склада, закупку товаров, логистику и продвижение. В целом можно уложиться и в 1-1,5 миллиона рублей на старте. Также придется зарегистрировать хотя бы ИП. А вот в истории с товарами собственного производства на старте можно обойтись самозанятостью и сотрудничеством с крупными маркетплейсами для реализации товаров. Здесь расходы куда скромнее, может хватить и 50 тысяч рублей, часть из которых пойдет на закупку комплектующих и производство, а также рекламу внутри торговой площадки.
Одежда
Та же история, что и с бытовой химией и средствами гигиены. Крупные игроки уходят с рынка, в иностранных магазинах нет способа оплатить заказ. Но спрос на одежду остается — она нужна всегда. При этом входить в нишу можно и с услугами ателье в качестве самозанятого, работать на дому и постепенно расширяться по мере роста заказов. Можно заниматься перепродажей, а можно и сразу играть по-крупному — строить собственное производство. Места в этой нише в ближайшее время будет много для всех.
Производство мебели и товаров для дома
Спрос на эту категорию товаров в кризис будет проседать, однако, не исчезнет вовсе, и продажи будут. А с уходом иностранных компаний в нише освобождается больше места как для частных инициатив и мануфактур, так и посреднического бизнеса.
Аутсорс услуги
Начать работать на себя может любой вне зависимости от наличия стартового капитала. Предлагать свои профессиональные услуги хоть в ремонте и маникюре, хоть в юриспруденции, бухгалтерии и маркетинге. Для этого подойдет режим самозанятости или ИП. В зависимости от оборотов. В послепандемийный период рынок аутсорсинга рос. В нынешний кризис спрос тоже продолжает расти, и сейчас каждая пятая компания привлекает к работе на те или иные задачи фрилансеров. Аутсорсинг обходится дешевле штатных единиц, а в кризис, сэкономил — значит заработал. Поэтому спрос на фриланс будет расти.
Полезные советы
Если вы работаете на себя в статусе самозанятого, не забывайте что для вас с октября прошлого года доступна возможность оплаты через QR-код — это почти полноценный эквайринг, который упрощает прием платежей. Также самозанятые могут рассчитывать на поддержку государства: льготные кредиты от 1 до 5 миллионов рублей, бесплатные юридические и финансовые консультации, упрощенная аренда муниципальной собственности, выход на генподряд и квоты на закупку услуг у субъектов малого предпринимательства — все это работает, и этим надо пользоваться. Также универсальный совет в кризис для предпринимателей любого уровня — автоматизируйте процессы, делайте «умный» бизнес, даже если ваша работа далека от технологий. CRM системы, чат-боты, автоматизированная бухгалтерия кадровое производство, электронный документооборот — все это позволяет экономить ресурсы, вне зависимости от масштаба бизнеса и освобождает время предпринимателя для любимого дела.
Источник: Российская Газета