Каждую зиму мы читаем страшные новости о том, как люди погибают в машине, отравившись угарным газом. Почему так случается и как не отравиться самому?
Угарный газ – это окись углерода СО, один из продуктов сгорания углеводородного топлива, в том числе бензина и дизтоплива. СО может убить человека за несколько минут, и страшно то, что газ не имеет ни цвета, ни запаха – потерпевший до последнего момента не понимает, что происходит. Между тем, наличие в воздухе лишь 0,1% окиси углерода через час приводит к гибели человека. В каких случаях опасность грозит автомобилисту?
Тихая смерть
Головная боль, головокружение, тошнота, слабость – это признаки отравления угарным газом. На беду, они «созвучны» с симптомами обычной усталости или недомогания из-за простуды, поэтому большинство потерпевших вплоть до потери сознания не понимали, что погибают. И даже если помощь подоспела вроде бы как вовремя, и отравившийся жив, просто вынести его на чистый воздух бывает мало – требуется немедленное оказание медицинской помощи. Даже в тоннеле можно надышаться угарным газом – к счастью, лишь до головной боли, а не до более серьезных последствий.
Дело в том, что газ СО нарушает состав крови, причем так, что она теряет способность переносить кислород по организму. Наступает кислородное голодание мозга, после которого недалеко и до летального исхода.
Газ СО, повторимся, бесцветный и ничем не пахнет, он не ощущается человеком. Поскольку СО легче воздуха, он начинает заполнять помещения и салон автомобиля сверху, то есть приоткрытые дверные стекла снижают его концентрацию в автомобиле.
К слову, угарный газ СО часто путают с углекислым СО2, и эта ошибка бывает роковой. Углекислый СО2 не токсичен для человека, к тому же он тяжелее воздуха и накапливается в помещениях снизу.
Откуда СО в автомобиле
Источник угарного газа в машине – выхлопная система. Вынесенная назад выхлопная труба должна отводить все газы на безопасное расстояние от автомобиля, но при некотором стечении обстоятельств они попадают в салон:
- Негерметичная выхлопная система. Даже во время движения выхлопные газы могут попадать в салон: через щели дверных уплотнителей, отверстия в перегородке между моторным отсеком и салоном, через заборник системы отопления-вентиляции.
- Работа двигателя, даже кратковременная, в замкнутом пространстве – гараже, боксе, под навесом в углу двора.
- Задувание ветром при работе двигателя на стоянке. Если автомобиль расположен кормой или бортом к ветру, выхлопные газы может задувать в салон через воздухозаборник отопителя или неплотные резинки дверей.
- Подсос выхлопа в салон при перевозке объемного багажа с открытой крышкой или дверью багажника. Парадокс, но в такой ситуации отравиться можно именно при открытом с одной стороны салоне – за счет аэродинамики.
- Попадание в салон чужих выхлопных газов от рядом стоящего автомобиля, например, во время ночевки на придорожной парковке.
У современных автомобилей содержание СО в выхлопе меньше, а у старых моделей, особенно с карбюраторной системой питания, процент СО выше. Увеличивает его содержание в выхлопных газах неправильная регулировка двигателя, когда топливная смесь в цилиндрах двигателя чрезмерно обогащена. Если приходится часто заводить машину в гараже, стоит оборудовать помещение системой для отвода выхлопных газов.
Как не отравиться
Чтобы не надышаться угарным газом, нужно помнить несколько простых правил.
- Следить за уплотнителями кузова, особенно – за резинками крышки багажника, и особенно – в хэтчбеках и универсалах.
- Не оставаться в гараже при работающем двигателе. При крайней необходимости – устроить систему отвода газов от выхлопной трубы по шлангу при условии абсолютной исправности системы выхлопа автомобиля.
- При ночевке в машине желательно периодически прогревать салон и глушить мотор на время сна.
- При длительном пребывании в машине с работающим двигателем ориентировать автомобиль выхлопной трубой по ветру, чтобы газы сразу уносились в сторону от авто.
- Обзавестись газоанализатором, который поднимет тревогу при превышении в машине или в гараже допустимого уровня СО.
Вы думаете, как люди угорают в машине – а ведь зачастую в самой безобидной ситуации. Поэтому если где-то рядом долго работает двигатель (не важно, ваш или чужой), прислушивайтесь к своим ощущениям, при возникновении головной боли и сонливости немедленно примите меры, чтобы выяснить причину. Особенно, если на те же симптомы жалуются и ваши пассажиры. Для часто ночующих в пути лучше купить отопитель-автономку, а тем, кто работает в гараже, нужно устроить надежную вытяжную систему. И конечно, совсем несложно обеспечить надлежащее состояние всех уплотнителей кузова вашей машины.
Штаб Отдела МВД России по г. Гуково