Уголёк — что золото: как развивалась угледобывающая промышленность до и после оккупации Гуково

История города Гуково неразрывно связана с развитием угледобывающей промышленности. Некогда шахтерский город славился трудолюбивыми людьми, показывающими высокие результаты. Шахты закрылись, но история помнит имена Михаила Ивановича Северина, Ивана Иосифовича Бондарева и других непосредственных участников восстановления и становления угольной промышленности в военные и послевоенные годы.

#80 лет Победы

С чего все началось

К исследованиям запасов каменного угля в районе станции Гуково приступили в конце девятнадцатого века. Первые небольшие шахты начали добывать уголь в 1907 году. Шахты №1 и №2 – в 1913 году. Через пару лет случилась Октябрьской революции, затем последовала Гражданская война, иностранная военная интервенция, которые разрушили промышленное производство на всем Юге России. Руководители были вынуждены бросить свои производства, рабочие ушли в другие промыслы. Шахты оказались затоплены, добыча угля прекратилась.

Новый виток развития угледобывающая промышленность на территории нынешнего Гуково пережила ближе к 1930-ым. После откачивания воды из стволов шахт №1 и №2, которые переименовали в шахты №15 и №16, начался ремонт крепления стволов. В 1933 году гуковские шахты начали выдавать уголь. Был пройден вертикальный ствол шахты №20, которая ранее была лишь участком шахты №15.

Шахты наращивали угледобычу. Гуковские шахтеры трудились не хуже самого Стаханова. В феврале 1939 года приказом Наркома топливной промышленности СССР из треста «Несветайантрацит» были выделены шахты №15 и №16, которые тремя годами ранее объединили, №20, «Углерод», имени Чичерина и на их основе создали трест «Гуковуголь». Управляющим назначили молодого инженера-экономиста Михаила Ивановича Северина.

Врагу не отдали ни тонны угля

Созидательный труд работников шахт был прерван Великой Отечественной войной – всепоглощающей и беспощадной. Из воспоминаний Михаила Ивановича Северина известно, что когда немецкие войска приближались к Ростовской области, по Решению Государственного Комитета Обороны в конце июля 1941 года добыча на шахтах полностью была остановлена. Производилась только отгрузка угля, запасы которого на складах были значительны. По приказу Наркома угольной промышленности основной состав шахтёров обязали выехать на строительство оборонительных рубежей. Возглавил эшелоны лично М.И. Северин, разделивший с шахтёрами все невзгоды суровой походной жизни и нелёгкого труда: рытье противотанковых рвов в районе Мелитополя, Бердянска, Мариуполя в течение почти трех месяцев.

В октябре 1941 года управляющий трестом «Гуковуголь» получил новое указание: эвакуировать трест в Абхазскую республику на шахты «Ткварчельуголь». Со станции Лихой подали паровоз, который отправился в путь с эшелоном почти из 20 вагонов. По истечении 4-х суток рабочие, инженеры, их семьи прибыли для работы на шахты абхазского треста.  

В ноября 1941 года началось очередное наступление фашистских войск на Ростовскую область, в ходе которого не удалось занять угольные районы. Весна 1942 года вселила надежды в сердца и души людей. Вот выдержка из воспоминаний М.И. Северина: «К нам начали возвращаться из эвакуации отдельные рабочие (и по вызову и самовольно). Мы снова организовали отгрузку угля. Мало того, мы начали восстанавливать работу на отдельных шахтах, а фашисты тем временем нас бомбили, как по графику, 2 раза в сутки, с ночным подсвечиванием. На станции Лихая фашисты бомбили воинские эшелоны, рабочие поезда, уничтожили взрывчатку, которая была необходима для ведения горных работ».

Из-за сокращения численности горняков пришлось срочно организовать направление на предприятия молодежи, домохозяек и пенсионеров, чтобы уголь вновь пошел на-гора. На хрупкие плечи детей, женщин, стариков легла вся тяжесть шахтерского труда. Им пришлось принять ответственность за обеспечение фронта, промышленности и населения прифронтовой полосы донским углем.    

Угроза оккупации снова нависла над поселком к лету 1942 года, и в этот раз враг выполнил свое намерение. Тем не менее, руководство успело провести вторую волну эвакуации, и фашистам ничего не досталось. Территории нынешнего города Гуково находились в оккупации 6 месяцев, но за это время враги не смогли добыть ни тонны угля. Тем не менее, фашисты уничтожили и разрушили основные фонды треста «Гуковуголь». Но это не помешало труженикам приступить к восстановлению промышленности сразу после ухода врага с территории.

Начать сначала: как восстанавливали угледобывающую промышленность

Сразу же после избавления от оккупантов начались работы по восстановлению разрушенного хозяйства, шахт и предприятий треста. Уже спустя 2 месяца после освобождения, в апреле 1943 года, с аварийных складов шахт были отгружены первые эшелоны угля.

К концу года благодаря сплоченности, упорности и патриотизму советских людей работали уже 15 крупных и мелких шахт, причем до войны их было всего 5. Несколько наиболее отличившихся человек наградили значком «Отличник соцсоревнования Наркомугля СССР», еще восемь рабочих получили похвальные листы. 

Так как война все еще шла полным ходом и многие были на фронте, работали в шахтах не только мужчины, но и женщины. Причем работали так, что ими гордилась вся область! Например, навалоотбойщицы Валентина Леонтьевна Новикова из Замчаловского шахтоуправления и Пелагея Сергеевна Полковникова с шахты «Углерод» были в числе первых награжденных.

За обеспечение углём оборонных предприятий  в апреле 1943 года трест был награждён переходящим Красным Знаменем 4-го Украинского фронта. А в октябре М.И. Северин был награжден орденом «Знак почёта» за образцовое выполнение задания правительства по увеличению угледобычи в условиях военного времени. 

В 1944 году досрочно восстановлены и сданы в частичную эксплуатацию две крупные шахты – № 3 и № 20. От шахт, в первую очередь, требовали восстановления подъездных железнодорожных путей, потому что они были почти разрушены, а другого транспорта не было. Сначала отдел снабжения комбината «Ростовуголь» отдал в распоряжение треста 26 пар лошадей и какое-то время гуковские шофёры ездили верхом. Потом по решению заместителя наркома угольной промышленности  Егора Трофимовича Абакумова «Гуковуглю» предоставили право восстанавливать из трофеев автотранспорт. Тогда шоферы пересели за руль автомобилей американского производства – «Студебекер», «Додж», «Форд», «Виллис».  

Из-за нехватки рабочих к восстановлению промышленности привлекались колхозники из соседних регионов. Это стало возможно благодаря постановлению Совнаркома РСФСР «Об участии колхозов РСФСР в восстановлении разрушенной немецкими захватчиками угольной промышленности Донбасса». Предполагалось, что помощники проработают в Гуково около года, но многие из них связали с шахтой всю свою дальнейшую жизнь.

В 1944 г. трест «Гуковуголь» превысил довоенную добычу  угля. Молодой трест, поднимающийся из руин, имел далеко идущие перспективы развития.  В 1945 году объём добычи угля вырос вдвое, несмотря на то, что многие проблемы угледобычи решались героическими усилиями под руководством М.И. Северина, участие которого в восстановлении шахт закончилось в конце 1946 года. На этом посту его сменил Иван Иосифович Бондарев.

С новым руководителем коллектив треста «Гуковуголь» продолжал увеличивать производительность труда, в больших масштабах восстанавливать и строить жилье, объекты социально-культурного назначения. За восстановление угольных шахт и достигнутые трудовые успехи трест «Гуковуголь» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.01.48 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Впоследствии в честь этого события установлена памятная стела у путепровода со стороны автовокзала, автором которой является горный инженер В.С. Коростылев.

По материалам книги «Дорога к углю»: («Гуковуголь». 1939-1999 гг.) и научной работы «Приближая Победу» авторства главного хранителя фондов Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина О.С. Кудлаевой

Фотографии из фондов Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина

Звезда Гуково