В современном мире существует множество сладостей, фастфуды, которые выглядят привлекательно. В условиях нехватки времени такой способ питания практикуется во многих семьях и так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это очень вредно для растущего организма. Дети с удовольствием едят чипсы с газировкой, а каша и овощной салат кажутся совсем непривлекательными. Так как дети большую часть проводят в детском саду, то именно воспитатели играют значимую роль в формировании интереса у детей к здоровым полезным продуктам питания. В любом случае, воспитатели, решая проблему плохого аппетита, должны индивидуально подходить к каждому ребенку, совместно с родителями искать причины и пути решения.
В детском саду «Росинка» накоплен практический опыт использования игровых моментов, которые стимулируют интерес к приему пищи в детском саду.
1. Дежурство
Дошкольникам нравится выполнять различные поручения по сервировке стола, оказывать помощь младшему воспитателю в подготовке к приему пищи. Красивая сервировка помогает вырабатывать у детей положительное отношение к приему пищи. Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво накрыт стол.
2.Объявление меню
Дежурные серьезно относятся к объявлению меню, когда все ребята уже за столами и ждут вежливого словосочетания «Приятного аппетита». Эта традиция имеет очень важное значение: развивает кругозор через знакомство с названиями блюд, способствует развитию речи, активизации слов — завтрак, обед, полдник, ужин и соотнесению их с частями суток. Воспитывает умение слушать друг друга и настраивает на прием пищи.
3. «Волшебная линейка»
Не следует фиксировать внимание детей на недостаточность их аппетита, использовать негативные характеристики типа: «Не будешь есть – останешься маленьким». Наоборот, необходимо поощрять, когда ребенок хорошо поел. Часто используем «волшебную» линейку — измеряем ребенка, который с аппетитом поел и говорим: «Вот Дима сегодня весь суп съел и сразу же чуть-чуть подрос и линейка это показала». Тогда другие дети едят активнее и просят их измерить: «И меня, и меня измерьте, насколько же мы подросли».
4. «Порадуем персонажа»
Такой прием рекомендую использовать в младших группах. На завтрак или обед к детям «приходит» игрушка или появляется картинка грустного персонажа. Воспитатель говорит: «Зайчику очень грустно, потому что ребята плохо кушают его любимый морковный салат. Порадуем Зайчика, покажем, как мы хорошо умеем есть». Дети стараются порадовать грустного Зайчика, в конце приема пищи персонаж становится веселый.
5. «Тарелочка с сюрпризом»
Условие игры: если съедите всю кашу, у кое-кого на дне появится сюрприз.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна
Всё съедаю я до дна.
6. «Давай договоримся»
С детьми, которым совсем не хочется есть, договариваемся о простом правиле: «если не хочешь есть, съешь столько ложек еды, сколько тебе лет». При использовании такого приема у воспитателя теплится надежда, что ребенок распробует блюдо и съест больше ложек, чем ему лет.
7. «Мы – помощники повара»
Берем на кухне небольшое количество круп разного вида и говорим малышам, что повар очень нуждается в их помощи и просит перебрать крупы или рассортировать макароны (по размеру и форме). На следующее утро дети охотнее едят кашу из крупы, которую сами подготовили к варке. Это упражнение развивает мелкую моторику, воспитывает отзывчивость и умение ценить свой труд и труд взрослых людей. А лук, выращенный ребятами на подоконнике, уже не кажется им очень горьким.
8. Беседы о полезных продуктах
В старшем дошкольном возрасте более уместны разъяснительные беседы о пользе витаминов и минералов, основанные на научных фактах: «В рыбе много фосфора, необходимого для работы мозга, а в твороге есть кальций, который полезен для зубов и костей».
Вышеизложенные приемы не решают проблему плохого аппетита, но стимулируют у детей интерес к приему пищи.
О.Н. Демина, старший воспитатель детского сада «Росинка»