Современная образовательная среда задает все более высокий уровень требований к профессиональной компетентности учителя – логопеда и учителя — дефектолога, как субъекта педагогической деятельности, как творческой личности, владеющей новейшими достижениями наук и инновационными психолого-педагогическими технологиями. Наряду с традиционными формами, средствами и методами учебной деятельности в настоящее время занятие данных специалистов с дошкольниками уже не представляется без инновационных форм обучения. Грамотное их применение делает любое образовательное мероприятие более эффектным, интересным и позволяет повысить качество образования.
С целью развития и повышения творческого потенциала педагогов, повышения компетентности и профессионального мастерства, что в конечном итоге ведет к повышению качества и эффективности образовательного процесса на протяжении долгих лет регулярно проводится на базе ДОУ городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов (руководитель Л.Н. Щербак, учитель – логопед, детский сад № 42 «Рябинушка») 2023 – 2024 учебный год не стал для нас исключением.
Как всегда, ярко и динамично 20 октября прошло городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Специалисты встретились в уютной, теплой и дружеской атмосфере на базе детского сада № 31 «Теремок» (заведующий О.П. Гончаренко). Тема очередного (2-го в этом учебном году) заседания звучала так: «Логопедическая ритмика, как одна из форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией». Ее актуальность заключается в том, что детям для решения проблем нарушения речи необходима помощь не только учителя-логопеда и учителя-дефектолога, но и всех участников образовательного процесса. А это и воспитатели, и психологии, и инструктора по физическому воспитанию, и музыкальные руководители, и старшие воспитатели, и помощники воспитателей в том числе.
Логоритмика применяется в логопедической практике у специалистов города Гуково. Она способствует коррекции различных речевых нарушений: заикания, нарушений голоса, задержки речевого развития, дизартрии, алалии и ринолалии. Также логопедические занятия с использованием логопедической ритмики способствуют формированию произносительных компетенций: нормализуются звук произносительные навыки, ритм, темп и тембр голоса, развивается продолжительный и плавный речевой выдох, улучшается интонация. 20 октября специалисты города Гуково делились эффективными педагогическими формами методами и приемами работы с дошколятами групп компенсирующей направленности в своих учреждениях. Наш детский сад представили учителя-логопеды Л.Н. Белич, И.В. Кудря и О.А. Тодорова.
В теоретической части заседания специалистов выступила Л.Н. Щербак, учитель – логопед, детский сад № 42 «Рябинушка» с содержательным докладом «Логоритмика, как эффективный метод преодоления ТНР». Полезными для практической работы в этот день были выступления учителей – логопедов Л.Н. Белич и О.А. Тодоровой. Л.Н. Белич, учитель – логопед, детский сад № 31 «Теремок» рассказала о своих педагогических находках по обмену опытом по теме «Логоритмические упражнения для развития физических качеств воспитанника ДОУ».
О.А. Тодорова представила участникам ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов НОД по логопедической ритмике «В деревне». Данное мероприятие учитель – логопед проводила в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей с ТНР. Всех участников мероприятия с музыкальным приветствием встречали дети. Это никого не оставило равнодушным. Ребята очутились в сказочном лесу и с большим интересом совершили путешествие. Педагог умело использовала технические средства обучения в течение занятия.
Гости отметили грамотное использование педагогических знаний учителя – логопеда в процессе работы. На протяжении всего путешествия детям помогали знаки и символы, что сделало его ярким и незабываемым. Во время проведения НОД, в зале царила дружеская, веселая и теплая атмосфера. Дошколятам «Теремка» понравилось данное мероприятие и после него они ушли в приподнятом настроении.
Мастер — класс «Использование логоритмических игр и упражнений в коррекционно – речевой и педагогической практике», подготовленный И.В. Кудря, учитель – логопед, детский сад №31 «Теремок» может широко применяться в ежедневной работе по развитию речи. Практикум «Логоритмика, как часть кинезиологии в работе с детьми имеющих речевые нарушения», подготовленный Л.А. Бердзенишвили, учитель – логопед, детский сад № 42 «Рябинушка» содержал много интересных и полезных для работы специалистов научных фактов.
В завершении работы очередного заседания городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов специалистами были подведены итоги и озвучены планы на будущее. Участники ГМО высоко оценили проделанную работу: отметили актуальность представленных тем и возможность использования рассмотренных методов в своей работе.
Мероприятие было полезно всем присутствующим, вдохновляющим на новые педагогические эксперименты для наилучшего освоения детьми родного языка. Способы взаимодействия специалистов (в данном случае учителей – логопедов и учителей – дефектологов) обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса. Хочется отметить, что наряду с другими педагогическими методами, тесный контакт в работе специалистов ДОУ нашего города, способствует устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению ребят.
Пользуясь предоставленной возможностью смеем сделать небольшое отступление от основной темы. А именно: для многих взрослых людей воспоминания о человеке, пытающемся в вашем далёком светлом детстве «выудить» из вас звук «р» и обладающем поражающей способностью без запинки произносить скороговорки — яркие ассоциации, оставленные в памяти работой специалиста, чей профессиональный праздник отмечается ежегодно 14 ноября.
В предстоящий День логопеда коллектив детского сада №31 «Теремок» желает учителям – логопедам города Гуково огромного терпения в вашем нелегком труде. Пусть все трудности вашей профессии будут компенсированы шикарными достижениями учеников. Желаем мира в душе, эмоциональной стабильности, психологического равновесия. Пусть радости жизни постоянно поддерживают вас в сложные моменты, пусть в вашем сердце откроется дверь в доброе, чистое и светлое, что позволит прийти к отличным результатам в работе. Пусть это важное дело приносит колоссальное удовлетворение и наполняет смыслом жизнь!
С.А. Кочерга старший воспитатель, Л.Н. Белич учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 31 «Теремок»