Нарушения речевого развития могут быть обусловлены рядом различных причин. От нарушений строения артикуляционного аппарата, до функциональной незрелости мозговых структур, отвечающих за разные компоненты нервно-психического развития ребенка. Поэтому, наблюдая за ребенком в его обычной активности, родителям следует обратить внимание и обратиться к логопеду, если:
-Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.
-Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
-Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
-Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
-Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова.
-Ребенок в 2,5 произносит отдельные слова, нет фразы.
-Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.
-Ребенок пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.
-У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.
-Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.
-Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова, или нарушена слоговая структура (переставляет или выпускает слоги).
-Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.
-Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.
-У ребенка проблемы с чтением: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.
В государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Гуково» ведет приём учитель-логопед.
Специалист-логопед проведет диагностику речи, при необходимости составит план коррекционных мероприятий или назначит курс логопедических занятий, включающих в себя работу по развитию психологической базы речи, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж (по показаниям) и работу по формированию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся в структуре игровой или продуктивной (рисование, аппликация) деятельности.
И.А. Стальная, заведующий ОСД и СПП ГБУСОН РО «СРЦ г. Гуково»