Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Лев Толстой
Размышляя о результатах своего труда, о природе своих успехов, мы часто задаёмся вопросами: «Что такое я сам? Что я сделал?» Валентина Алексеевна Гаркушенко, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №1, собрала и использовала всё, что видела, слышала, наблюдала. Её опыт вскормлен сотнями детских индивидов, любознательных и не очень. Детство, молодость, зрелый возраст – всё принесло ей свои мысли, свои надежды. На школьном поле она каждый год собирала заложенный ею урожай. Её труд – труд коллективного существа, и носит он имя УЧИТЕЛЬ!
Учитель… Это понятие немыслимо без самого главного – УЧЕНИКА. А с учениками Валентине Алексеевне постоянно везёт, потому что в своей профессии она всегда совмещает любовь к делу и к детям. Ещё девчонкой после пединститута пришла она в школу и вот уже 40 лет трудится на одном месте.
Первый её выпуск пришёлся на тяжёлые времена «девяностых». Но это был один из счастливых моментов в дебюте учителя и классного руководителя. Что ни урок, то диспут, концерт, спектакль. На уроках ученики проживали жизни литературных героев и воспитывались на их примерах. Дети учились писать сочинения, и, когда не хватало уроков, учитель организовал кружок «Теория и практика сочинений разных жанров», который впоследствии превратился в предпрофильный элективный курс.
В первом выпуске Валентины Алексеевны – три золотых медалиста, для неё это был хороший старт (экзаменационное сочинение одной из выпускниц признано лучшим в Ростовской области). Выпускники 1994 года – все достойные люди! А три ученицы пошли по её стопам.
Двухтысячный год – миллениум – тоже принёс замечательные плоды (это был второй выпуск Валентины Алексеевны): трое учеников получили серебряные медали, трое стали учителями, одна – журналистом на телевидении, теперь и они «сеют доброе, вечное».
Третий выпуск (2008 г.) – это её гордость, её слава, её успех! Победители и призёры предметных олимпиад, лауреаты и дипломанты различных конкурсов, лидеры городского молодёжного движения, члены молодёжного парламента, бессменные победители конкурса чтецов, лауреаты премий! Среди них – 2 золотых и 2 серебряных медалиста. Выпускник поступил в ЮФУ на факультет «Филологии и журналистики».
2014 год стал урожайным для педагога: три золотых медалиста, победители муниципального этапа олимпиады по литературе и русскому языку, два призёра регионального этапа по литературе, неоднократные победители конкурса сочинений «Лучший урок письма – 2010-2014», победитель конкурса сочинений на базе МГУ, высокие баллы учащихся на ЕГЭ по русскому языку и литературе. Два выпускника поступили в ВГУ и МГУ на факультет журналистики. И до сих пор ученики Валентины Алексеевны, которым она привила любовь к языку и литературе, успешно работают журналистами в Волгограде и Москве.
С 1994 года она как учитель русского языка и литературы выпустила около тридцати пяти золотых и серебряных медалистов, поэтому с уверенностью может сказать, что ей повезло с талантливыми детьми.
Ребята ежегодно становились победителями и призёрами муниципального этапа конкурса сочинений «Лучший урок письма» и «Без срока давности», а также конкурса чтецов «Живая классика». Трое из них были победителями регионального этапа конкурса сочинений.
Слово «талант» впервые встречается в Новом Завете, где обозначает меру серебра, которую раб получил от господина и зарыл в землю вместо того, чтобы пустить в оборот. На своём пути Валентине Алексеевне не пришлось «зарывать» таланты детей – им она помогала раскрываться. Важно подготовить благодатную почву: внимание и любовь учителя, терпение к неординарности ребёнка, всесторонние знания и желание идти с учеником к намеченной цели. Важно вовремя заметить проклюнувшийся росточек таланта и подпитывать его светом и теплом. Многие росточки, взращённые Валентиной Алексеевной, превращались в молодые, но крепкие деревца. Её ученики становились лауреатами Чеховской премии Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области в сфере образования за победы в областных конкурсах и фестивалях, посвященных творчеству А.П. Чехова, и лауреатами Премии Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области одарённым учащимся за победы в региональном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
Как говорят, талантливый человек талантлив во всём, так и ученики Валентины Алексеевны не замыкаются в своём профессиональном интересе – они открыты всем жизненным впечатлениям. Для них слово учителя как широкое окно, через которое постигают гармонию окружающей жизни. Для них умственная работа – это увлекательные упражнения. Они не знают, что такое скука и лень. Неустанная тяга к знаниям, пристрастие к занятиям являются чертами их характера.
По закону Маккензи, «нет ничего более лёгкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным». А результаты учеников Валентины Алексеевны за последние 5 лет говорят сами за себя:
Ученики вполне соответствуют своему учителю-наставнику! Валентина Алексеевна постоянно осваивает новейшие достижения педагогической науки, совершенствует уровень знаний по методологии и философии образования, принимает участие в научно-практических семинарах, делится профессиональным опытом, участвует в конкурсах, принимает активное участие в работе жюри предметных олимпиад и конкурсов. В этом году педагог работала в составе регионального жюри по проверке конкурсных сочинений.
Высокий профессионализм и эффективность образовательной деятельности Валентины Алексеевны Гаркушенко высоко оценены российской системой образования: Почётная грамота МО и науки России за победу в конкурсе в рамках НПО; Почётная грамота МО и науки России «за многолетний добросовестный труд…»; нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»; Почётные грамоты министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Ученики Валентины Алексеевны Гаркушенко часто говорят, что идут «вослед» своему учителю. Эта открытость в признании себя учеником, страстное желание учиться присущи многим её детям. В учёбе они видят не помеху своей оригинальности, а необходимое условие для её развития.
И сегодня, в Год педагога и наставника, от всех учителей и учащихся выражаем особую благодарность Валентине Алексеевне за любовь к своему делу, к своим ученикам, за высокий профессионализм и верность профессии!