Великий русский художник слова – Н.В. Гоголь

В 2022 году исполнилось 170 лет со дня кончины великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Нет на пространстве нашей Родины человека, который не был бы хоть в какой-то степени знаком с творчеством Н. В. Гоголя. Дети замирают перед очарованием «Вечеров на хуторе близ Диканьки», молодые люди восхищаются храбростью и сопереживают тяжести мучительного нравственного выбора Тараса Бульбы, взрослые читатели стараются сквозь слышимый смех различить  невидимые миру слезы  «Ревизора» и «Мертвых душ». Каждый человек в любом возрасте находит пищу для ума и сердца в правдивой и искренней прозе любимого писателя. Но  гораздо меньше людей знакомо с тем мировоззрением, в рамках которого рождалось оригинальное творчество Н. В. Гоголя.  Большинству читателей Гоголь известен исключительно как беллетрист, автор прославленных повестей и пьес, блистательный сатирик и обличитель общественных пороков. Подобный взгляд на литературное наследие Гоголя значительно упрощает и искажает полноту смыслов его творчества. В русской художественной литературе Николай Васильевич Гоголь был первым последовательно православным автором, который не только силою таланта, но и образом жизни свидетельствовал о стержневой роли веры в судьбе каждого. Н.В. Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы. Не понять нам Руси, ее пути, ее исканий и трагедии, если не поймем мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души. Истинный смысл многих его сочинений так и остался  непонятным. Русский писатель и философ был не только реалистом, сатириком, а мистиком и религиозным пророком, все литературные образы которого — глубокие символы.

Знаток тонких человеческих переживаний, Гоголь неустанно говорит о том, что человек становится личностью только тогда, когда он пребывает в общении с Богом. В его художественных текстах эта мысль выражается иносказательно, но ярче и отчетливее всего она высказана в его письмах и публицистических работах, таких как: «Размышления о Божественной литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Вся его жизнь свидетельствует о восхождении к высотам духа, но знали об этой стороне его личности только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей. В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков. Другого Гоголя, последователя святоотеческой традиции в русской литературе, православного религиозного мыслителя и публициста, автора молитв современники так и не узнали. Раннее творчество Гоголя, если взглянуть на него с духовной точки зрения, открывается с неожиданной для обыденного восприятия стороны: оно не только собрание весёлых рассказов в народном духе, но и обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом, и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются (повести «Ночь перед рождеством», «Вий»,  «Сорочинская ярмарка»). Эта же борьба, но уже в более утончённой форме, иногда со злом невидимым, явлена и в петербургских повестях.  Как прямая защита православия предстаёт она в «Тарасе Бульбе». Первая редакция повести   была написана, когда Гоголю было двадцать с небольшим лет. Впоследствии он создал вторую редакцию, но все христианские идеи уже присутствовали в первой. Кроме этого, Гоголь выступает в «Тарасе Бульбе» против предательства Андрия, финансовой силы жида Янкеля, поляков. Здесь он выступает за присоединение Украины к России, считая, что только в России, она будет счастлива. Такой же глубокий подтекст имеет и главное произведение Николая Васильевича —   поэма «Мёртвые души». На внешнем уровне она представляет собой череду сатирических характеров и ситуаций, тогда как в окончательном виде книга должна была показать путь к возрождению души падшего человека. Условно жизнь и творчество Гоголя можно разделить на два периода — рубежом будет 1840 год. Вторая половина жизни и творчества писателя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом — и таким образом, он идет путем внутренним. «Говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображению, нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, — словом, нужно сделаться лучшим» (Н.В. Гоголь, «Авторская исповедь»).

Почему «душа человека» стала предметом изучения Гоголя? Почему он занялся собственным «душевным делом», духовным самовоспитанием? Уход ли это от литературы? Измена ли искусству? Такие вопросы задавали Гоголю его петербургские и московские друзья. В ответе на их тревогу Гоголь пытался поделиться с ними истиной, которая недавно ему открылась. Но в эстетической и романтической атмосфере эпохи это религиозное учение было неожиданно и странно, и слова Гоголя просто не доходили. Отношение к самой личности Н .В. Гоголя претерпевало порой неожиданные метаморфозы — его объявляли то религиозным фанатиком, то сумасшедшим, то самоубийцей. И современное общество еще во многом далеко от понимания подлинного значения творческого наследия Гоголя. Наследие Николая Васильевича Гоголя ценно для нас и тем, что его слово соединило в себе величие церковно-славянского языка и красоту русских наречий, лиризм православной молитвы и поэтику малороссийских песен. Так творчество этого писателя стало стилеобразующим для русской и украинской литературы. «Книги Николая Гоголя, патриота России, уроженца Полтавщины, написаны на русском языке. Наше родство передается из поколения в поколение. Оно – в сердцах, в памяти людей, живущих в современных России и Украине, в кровных узах, объединяющих миллионы наших семей. Вместе мы всегда были и будем многократно сильнее и успешнее. Ведь мы – один народ» — Владимир Владимирович Путин. Действительно, наследие Николая Васильевича Гоголя одновременно принадлежит русскому и украинскому народам, являясь частью того общего прошлого, которое и по сей день объединяет русских и украинцев и служит залогом их духовного и культурного единства.

А. Каплий

Звезда Гуково