Смартфоны всегда были одним из самых желанных подарков: их приобретают для детей, дарят близким и родственникам. Нередко вместе с гаджетом покупается и сим-карта. Однако по закону каждым конкретным номером телефона должен пользоваться именно тот абонент, с кем телеком-оператор заключил договор на оказание услуг связи.
Закон есть закон
При продаже сим-карт мобильные операторы спрашивают паспортные данные абонента. Причем делается это не из праздного любопытства: указывать в договоре ФИО, дату рождения, номер и серию паспорта от них требует федеральный закон «О связи». Вступившие в 2018 году изменения в закон обязали мобильных операторов проверять достоверность персональных данных своих абонентов — и в случае сомнений абонента могут попросить актуализировать или подтвердить информацию.
Это нужно всем. Вряд ли кому-то из абонентов хочется, чтобы с зарегистрированного на него 10–15 лет назад телефонного номера звонили мошенники. Также каждый из нас легко может представить себе случаи, когда персональные данные меняются. К примеру, человек может потерять паспорт и получить вместо него новый. Еще проще: паспорт переоформляется при достижении 45-летнего возраста. Фамилия может поменяться в связи со вступлением в брак, что также повлечет за собой смену документа, удостоверяющего личность.
Мысль о том, что после этих жизненных изменений неплохо было бы проинформировать о них мобильного оператора, почти никому не приходит в голову. Зная это, операторы периодически проводят сверку данных. Если компания не актуализирует информацию по абонентам, ей грозит ответственность.
Можно ли отказаться?
Может ли клиент отказаться подтверждать свою личность или предоставлять новые персональные данные? Может, но тогда оператор будет вынужден, согласно закону, приостановить оказание ему услуг связи.
Закон дает мобильному оператору 15 дней на то, чтобы уточнить персональные данные абонента. После этого телефонный номер может быть заблокирован. На практике такое происходит крайне редко, поскольку абоненты подтверждают данные, и блокировка снимается.
Лично и онлайн
Если вам позвонил представитель вашего оператора связи или вы получили СМС с просьбой актуализировать свои данные, не стоит переживать — эта процедура не займет много времени. Существует два способа решения. Первый: по дороге на работу, в магазин или на прогулку зайти в ближайший салон сотовой связи вашего оператора с паспортом и сим-картой. Сотрудник сверит данные и, если это потребуется, внесет в текст договора изменения. Это бесплатная процедура, и занимает она от силы 5 минут.
Второй способ еще проще, но применим он, когда вы точно знаете, что сим-карта оформлена на вас. Если у вас есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах, сверку можно пройти онлайн. В личном кабинете на сайте или в приложении оператора связи нужно зайти в настройки профиля и выбрать кнопку «Проверить паспортные данные» либо «Подтвердить паспортные данные». После переадресации на Госуслуги нужно войти в свою учетную запись и дать разрешение на обработку информации оператором связи.
Если сим-карта оформлена не на вас, потребуется визит в салон связи. Все за те же 15 дней нужно вместе с человеком, на которого зарегистрирована сим-карта, посетить салон вашего оператора для переоформления договора. Обоим нужно иметь при себе паспорта. Стоимость услуги составит от 50 до 200 рублей в зависимости от мобильного оператора.
Дети и мобильные сети
Сейчас смартфоны можно запросто увидеть у учащихся начальной школы, даже первоклашек. В большинстве случаев в них стоит сим-карта, зарегистрированная на кого-то из родителей.
Но вот ребенок достигает 14 лет, заветный паспорт получен. Отныне телефонный номер может быть закреплен уже не за мамой или папой, а за самим пользователем. При этом до совершеннолетия, а значит, еще в течение четырех лет, ответственность за него, в том числе финансовую, как в случае с оплатой услуг связи, по-прежнему несут родители.
Операторы предлагают специальные условия для несовершеннолетних детей и подростков, разрабатывают тарифы, ориентированные на данную аудиторию. Чаще всего в них уже включена услуга по защите пользователя от нежелательного контента. Некоторые также ограничивают доступ к мобильному интернету ночью. Это позволяет родителям быть уверенными, что их ребенок не проводит в Сети слишком много времени.
Слово эксперту
Закон „О связи“ с момента его принятия однозначно говорил, что услуги мобильных операторов оказываются только при четкой идентификации абонента, — прокомментировал ситуацию Эльдар Муртазин, ведущий аналитик компании Mobile Research Group. — Это возможно сделать по ряду документов: российский паспорт, военный билет, паспорт моряка, паспорт иностранного гражданина и некоторым другим. Иных способов не существует. Обязанность определять подлинность данных возложена на оператора.
В 90-х годах, когда рынок бурно развивался, на это особенно не обращали внимания. Сейчас ситуация изменилась. В глобальном масштабе приводятся в порядок различные базы данных. Актуализация данных нужна не только государству, но и нам с вами. Простая ситуация: человек решил сэкономить, не пошел в салон сотовой связи и купил себе „серую“ сим-карту. Положил на нее деньги, деньги исчезли. Оператор, если к нему обратится такой потерпевший, резонно возразит: вы не тот человек, на которого карта зарегистрирована.
Законодательство предусматривает драконовские штрафы для операторов за недостоверные данные об абонентах — до 2 млн рублей за каждый случай. По статистике, это в разы больше, чем оператор может заработать на абоненте за всю его жизнь. Так что к проверке данных операторы подходят в высшей степени скрупулезно.
Кстати, прозрачность абонентских баз позволяет лучше защищать граждан от телефонных мошенников. Действия по актуализации данных имеют особое значение в преддверии предстоящего запуска государственной системы блокировки подменных номеров „Антифрод“.
Источник: aif.ru