Важная дата января, о которой обязательно нужно рассказать детям – полное снятие блокады Ленинграда. Это произошло 27 января далекого 1944 года.
Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Воспитать уважение к подвигу жителей и защитников города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. И вот такой разговор прошел в старшей группе компенсирующей направленности детского сада «Жемчужинка».
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Говоря о блокаде Ленинграда, было рассказано, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
В условиях блокады продолжали свою работу заводы, где производилось оружие для вооруженных сил и товары первой необходимости для населения, театры, музеи, школы, детские сады…
Бомбы падали на город каждый день. Закончились запасы топлива, остановилось центральное отопление и замерзла система водоснабжения. Электричество осталось только на некоторых оборонных предприятиях и учреждениях. На улицах остановилось движение. Трамваи и троллейбусы стояли грозными привидениями на заснеженных улицах. Несмотря на голод, холод и бомбежки, город продолжал жить.
Только одна дорога соединяла осажденный город с Большой землёй. Она пролегала по воде с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. По этой дороге машины привозили муку. Днем и ночью фашистские бомбардировщики ждали грузовые колонны. Артиллерия противника вела прицельный огонь и далеко не каждая вылазка заканчивалась удачей. Но этот путь сохранил жизнь многим ленинградцам, поэтому эту дорогу называли Дорогой жизни.
В ходе предварительной работы, ребятам были прочитаны известные произведения: «Мальчиш — Кибальчиш» А.П. Гайдара, «Сын полка» В.П. Катаева, «Как Сережа на войну ходил». Ю.Я. Яковлева. Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге родной дедушка… погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Наш долг помнить и гордиться подвигами и отвагой советских солдат!