324 года назад, 29 августа 1698, Пётр Первый подписал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Теперь подданным нужно было брить бороды и носить европейскую одежду.
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Но, все изменилось, когда вернувшись из Европы, царь-реформатор решил начать кардинальные изменения. Петр собрал придворных в Преображенском дворце, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому придворному. Чуть позже желание царя привести придворных к европейскому «виду» вылилось в указ 1698 года. Тем, кто не желал брить бороды, должен был платить серьезный штраф. Так, дворянин должен был выложить за ношение бороды 60 рублей, купец — 100 рублей, прочие посадские люди — по 30 рублей.
Высочайший указ Петра не затронул только крестьян и духовенство. Зато весь высший свет — чиновники, аристократы и дворяне — обязаны были подчиниться. Среди церковнослужителей нашлись и те, кто благосклонно отнесся к петровскому указу, определяя бороду как излишество человеческого тела. Но большинство считало, что отрезать бороду – страшный грех.
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Медленно, но верно Европа признавала в России европейскую страну. Да и сама Россия, оглядываясь по сторонам, чувствовала себя все более европейским государством, игнорируя имидж полуазиатской окраины. Страна возвращалась в Европу, из которой была выброшена татаро-монгольским нашествием.
По материалам d-kvadrat.ru, diletant.media
Маргарита Качура