Интервью Начальника УПФР в г. Новошахтинске (межрайонного) О.В. Мушкетовой
- Что изменилось в работе ПФР в этом году? Какие коррективы внес коронавирус?
В связи с эпидемиологической ситуацией была перестроена работа клиентских служб. С 1 августа клиентская служба в городе Гуково работает по новому графику. Три дня в неделю, понедельник, вторник и четверг с 8.00 до 20.00 прием осуществляется по всем вопросам. В среду с 9.00 до 18.00 и в пятницу с 9.00 до 16.45 приём осуществляется только по вопросам регистрации и подтверждения учётной записи на портале госуслуг, получения пособия на погребение и заблаговременной подготовки к пенсии. Приём производится по предварительной записи.
Сейчас практически все услуги ПФР можно получить дистанционно. Главное условие для этого – наличие подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. На сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru размещен специальный сервис – личный кабинет гражданина. Для входа используется тот же логин и пароль, что и на портале госуслуг. В личном кабинете можно и заявление на назначение пенсии подать, и выбрать или поменять способ получения пенсий и пособий. Родителям в личный кабинет приходит электронный аналог сертификата на материнский капитал, это одно из нововведений этого года. Также дистанционно можно заказать различные справки, записаться на приём.
- Какие ещё способы связи с Пенсионным фондом доступны гражданам в настоящее время?
В личном кабинете на сайте Пенсионного фонда в разделе «Настройки идентификации личности посредством телефонной связи» можно теперь записать кодовое слово, по которому в дальнейшем человек сможет получать консультации специалистов Пенсионного фонда по телефону. Кодовым словом может быть ответ на предложенный вопрос или пароль, состоящий из букв и цифр. При этомконсультация с использованием кодового слова будет персональной: специалисты смогут посмотреть размер пенсии или другой социальной выплаты и пояснить, как увеличится пенсия, например, в случае увольнения или с чем связаны удержания из пенсии.
Пенсионный фонд в этом году приступил к проактивному, то есть беззаявительному предоставлению ряда услуг. Что это значит? Например, после 15 июля 2020 года родился ребенок – уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета на детей оформляется автоматически. Информация об оказании услуги направляется в личный кабинет мамы на Едином портале государственных услуг, после того, как специалисты ПФР получают сведения о рождении ребенка из реестра ЗАГС.
Также и сертификат на материнский капитал, семьи получают в беззаявительном порядке с 15 апреля 2020 года. Пенсионный фонд оформляет их самостоятельно с использованием данных, поступающих из реестра ЗАГС, и направляет уведомление в личный кабинет родителя на сайте ПФР или портале Госуслуг.
Кроме того, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 28 июля 2020 года назначается инвалидам и детям-инвалидам в беззаявительном порядке. Эта выплата оформляется Пенсионным фондом по данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ). ЕДВ устанавливается со дня признания человека инвалидом или ребенком-инвалидом и назначается в течение 10 дней с момента поступления сведений об инвалидности в территориальный орган ПФР. Уведомление о назначении ЕДВ поступает в личный кабинет гражданина на портале Госуслуг, на адрес электронной почты (при ее наличии), либо SMS-сообщением.
- Какие социальные выплаты осуществляет ПФР в этом году в связи с коронавируом?
В период пандемии Пенсионный фонд осуществлял выплаты в рамках мер поддержки семей с детьми. Так по указу Президента РФ №249 от 07.04.2020 с апреля по июнь на детей до трех лет выплачивалась ежемесячная выплата в размере 5 тыс. рублей. Кроме того, единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей выплатили семьям с детьми до 16 лет. Кампания по приему документов на выплаты длилась до 1 октября 2020 года. Учитывая эпидемиологическую ситуацию, процедура была максимально упрощена для граждан. Основная доля заявлений была принята дистанционно через портал Госуслуг и сайт ПФР.
- Мы видим, что упрощаются и порядки по распоряжению материнским капиталом. Напомните основные изменения в данном направлении.
Да, распорядиться материнским капиталом стало проще. У семей появилась возможность сделать это прямо в банке, в котором они берут кредит на покупку жилья или ипотеку. Вместо двух обращений – в банк и Пенсионный фонд – семье теперь достаточно обратиться только в банк, где одновременно оформляется кредит и подается заявление на погашение кредита или уплату первоначального взноса с использованием средств маткапитала. Для этого Отделение ПФР по Ростовской области заключило соответствующие соглашения с банками: ПАО «Сбербанк России», ВТБ, Россельхозбанк, Центр-инвест, Сбербанк, филиал банка «Южный», Уралсиб, Абсолют банк, банк «Открытие», Промсвязьбанк, МТС-банк, Альфа-банк, Дом РФ, банк «Кубань Кредит». С другими банками также планируется заключить соответствующие соглашения.
Упрощен и порядок направления материнского капитала на обучение ребенка в ВУЗе или техникуме. Благодаря заключённым соглашениям информация об обучении ребенка будет предоставляться учебным заведением по запросу Пенсионного фонда без участия заявителя. От родителей потребуется только заявление о распоряжении маткапиталом, которое можно подать через портал госуслуг или в личном кабинете на сайте ПФР. В настоящее время соглашения заключены с 22 образовательными организациями. С полным списком таких учебных заведений можно ознакомиться на сайте ПФР в разделе «Информация для жителей региона».
- В законодательстве появилась новая категория граждан – предпенсионеры. Они имеют право на льготы, которые ранее предоставлялись при выходе на заслуженный отдых. Кто относится к предпенсионерам, и как они сейчас подтверждают свои льготы?
Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, либо ранее этого возраста, если человек претендует на досрочную пенсию).
Для подтверждения права на льготы предпенсионеру не требуется обращаться в ПФР. С 2019 года работает специальный сервис информирования, через который предоставляются сведения о гражданах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются организациями, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот: освобождение от имущественного налога, право на два оплачиваемых выходных дня на прохождение диспансеризации, повышенное пособие по безработице. Человеку достаточно обратиться в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. Центры занятости населения, органы ФНС России, работодатели получают сведения от Пенсионного фонда России о предпенсионерах в рамках электронного межведомственного взаимодействия.
При желании справку о статусе предпенсионера человек может получить в личном кабинете на официальном сайте ПФР.
- На сколько выросли пенсии в этом году и на сколько планируется рост в следующем году?
Страховые пенсии неработающим пенсионерам индексируются ежегодно с 1 января. В уходящем 2020-ом году размер индексации составил 6,6%. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные пенсии, индексируются ежегодно с апреля, размер индексации в 2020 году составил 6,1%.
В 2021 году страховые пенсии планируется индексировать с 1 января на 6,3%. По предварительным прогнозам Правительства коэффициент индексации социальных пенсий составит 2,6%.
- Недавно вышло постановление Правительства РФ об учёте стажа в двойном размере медикам, лечащим пациентов с коронавирусной инфекцией. Нужно ли обращаться медикам по этому поводу в Пенсионный фонд, или информация поступает к вам от работодателей?
Для медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 года № 1191 установлен особый порядок исчисления периодов работы с 1 января по 30 сентября 2020 года. Для них один день работы, дающей право на досрочную пенсию, засчитывается как два дня стажа на соответствующих видах работ.
Особый порядок учета стажа определен не только для медиков, оказывающих помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях. В двойном объеме специальный стаж может быть засчитан и для медработников, занятых оказанием скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие коронавирусной инфекции, а также осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с подозрением на COVID-19.
Также в круг работников, к которым применяется особый порядок исчисления стажа, входят медицинские работники, занятые оказанием первичной медико-социальной помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также первичной медико-социальной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлением отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие COVID-19, транспортировкой пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии.
Льготный страховой стаж медицинским работникам будет подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и документов работодателя.
- В этом году появилось такое понятие как электронная трудовая книжка. Насколько проще, удобнее стало работодателям? Возникают ли у них сложности? С чем чаще всего они связаны?
Да, с этого года начался постепенный переход на электронные трудовые книжки. В связи с этим у работодателей появилась обязанность сдавать новый вид отчетности – СЗВ-ТД. С большинством работодателей у нас налажен электронный документооборот. На сайте Пенсионного фонда в разделе «Электронная трудовая книжка» размещены ответы на часто задаваемые вопросы, а также примеры заполнения отчетности.
Обращаю внимание работодателей, что когда впервые представляются какие-либо сведения на работника, то нужно одновременно указать информацию о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года, то есть, указать должность, которую работник занимал у данного работодателя по состоянию на 1 января 2020 года.
До конца 2020 года каждый работник должен написать работодателю заявление с указанием выбора: перейти на электронный формат или оставить бумажную трудовую книжку.