По пушкинским местам: история пленения автора «Кавказского пленника»

Южная ссылка Александра Сергеевича Пушкина длилась 4 года, для поэта — это первая литературная ссылка, он посещает Крым, Тамань, Кавказ, в 1823 — 1824 годах живёт в Одессе. Здесь пишет наряду с «Кавказским пленником» поэмы «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», два стихотворения — «К морю» и «Узник», с осени 1824 года — первые 4 главы «Евгения Онегина».


«Кавказский пленник» был задуман еще на Кавказе, работал над ним Пушкин в Гурзуфе и затем продолжал его отделку в Кишиневе, Каменке и Киеве. Беловой текст поэмы помечен «23 февраля 1821 Каменка». После этого написан эпилог, датированный «Одесса 1821 15 мая». Таким образом, на создание поэмы Пушкин потратил около шести месяцев (с конца августа 1820 г. до конца февраля 1821 г.). Читатели и критика признали достоинства нового произведения Пушкина, и после уже никто не оспаривал у него первого места в ряду русских поэтов.


Больного ссыльного поэта Раевский-младший нашел в маленьком глинобитном домике на окраине Екатеринослава. Тогда Раевские решили взять его с собой в южное путешествие. Весь «поезд» Раевских в Крым состоял из коляски и двух четырехместных карет. В одной из них располагались младшая дочь — 15-летняя Мария и 12-летняя Софья, строгая гувернантка мисс Мяттен и юная черноглазая компаньонка Зара (Анна Ивановна). В другой — сам 48-летний генерал Николай Николаевич Раевский, «слава наших дней», военный врач Рудыковский, француз Фурнье, 19-летний сын генерала Николай и Александр Пушкин, 21 года от роду. 15 августа 1820 года все они вступили на крымскую землю между пятью и восемью часами вечера.

Молодой поэт прибыл в Крым от берегов Невы «изгнанником», разочарованным в жизни и обуреваемым сложными чувствами тоски, обиды, обмана лучших надежд и ожиданий, но сам «прелестный край», а также вдруг проснувшаяся любовь к одной Прекрасной Даме явились бальзамом для душевных его ран. И по мнению биографов и исследователей творчества Александра Сергеевича, именно в Гурзуфе (Юрзуфе) случился с ним тот «целительный переворот», когда вновь вернулись к поэту равновесие и воодушевление, душевный покой и желание творить. По собственному признанию Пушкина, это были одни из самых счастливых мгновений в его короткой, но такой яркой жизни!


Крымские горы образуют три параллельные гряды, понижающиеся, словно гигантские ступени, к северу, и имеют крутые южные склоны. Они прекрасны и таинственны, хранят множество тайн и легенд, которые говорят о священном магнитном Поясе Земли, непрерывно окаймлявшем нашу планету в давние времена. Пояс начинался Гималайской цепью, продолжался Гиндукушем, Иранским плоскогорьем, Кавказом, Крымскими Горами, Карпатами. Когда-то он был непрерывным, но тектонические катастрофы разорвали его. Разрыв физического пояса гор, как говорит легенда, соответствовал потере осознания единства в человеческом обществе.

Природа Крыма многообразна и неповторима. Свыше 200 видов крымских растений не встречаются ни в одном районе мира.

С глубокой древности в Крыму перекрещивались сухопутные и морские дороги, причудливо переплетались пути многотысячелетней истории человечества. Полынные степи и плодородные долины, горы с пещерами и гротами, удобные бухты на побережье помнят и сутулого неандертальца, и легкого кроманьонца, сурового тавра и вольнолюбивого скифа, предприимчивого грека и беспощадного римского легионера. Волна за волной катились по полуострову орды кочевников в эпоху великого переселения народов. Крым населяли киммерийцы и сарматы, хазары и печенеги, протоболгары и половцы, готы и гунны, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, армяне и славяне. Каждая национальная группа вносила свой неповторимый вклад в развитие этого дивного края.

2 февраля 1784 года российская императрица Екатерина II своим указом присоединила Крым к России и образовала в нем Таврическую область.

Сейчас в Крыму проживают представители 89 наций и народностей.

Во время путешествия Пушкин пленен юной черноглазой Машенькой Раевской, любуется, как та, бегая по песчаному берегу моря, резвится, играет с волнами, прелестная, счастливая…
Когда Пушкин впервые увидел Гурзуф, этот уголок Южного берега представлял собой небольшую деревушку с узенькими улочками, с глиняными саклями, окруженными тенистыми садами. Сам поэт вспоминал: “Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…”


Мария Раевская через много лет в своих воспоминаниях напишет: “В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел”. Путешествие по Крыму стало особо значимым в жизни и поэтической судьбе Александра Сергеевича, он провел в Крыму месяц, в Гурзуфе — почти три недели, которые стали не только отдыхом в кругу милого его сердцу семейства Раевских, но и плодотворным творческим периодом. Эти три недели далеко продвинули его духовное развитие.


Поэт пронес через всю жизнь незабываемые гурзуфские картины. И стихи его окружили этот неповторимый уголок Южнобережья ореолом высокой поэзии. Он стал священным местом, хранящим память о самом великом из когда-нибудь живших русских поэтов. В говоре волн, в шепоте оливковой рощи, в самом воздухе Гурзуфа живет теперь частица пушкинской поэзии, возвышающей своим прикосновением душу человека. Сюда он мысленно возвращался не раз: «Златой предел!.. К тебе летят желания мои!».

Есть неподалеку от Бахчисарая еще одна достопримечательность — Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в ущелье Святой Марии. Скалы вокруг монастыря возвышаются на высоту 140 метров. Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.

По одной из версий он был основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.

По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.

И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.

В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывали монаршие особы.

Во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь для раненых солдат, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церкви.

Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

Фото предоставлены постоянной читательницей нашего сайта Татьяной Юрьевной (г. Севастополь), на главной — картина И.К. Айвазовского «Пушкин у моря»

Читайте также:

Звезда Гуково