По пушкинским местам — осенняя экскурсия в Бахчисарай

#Краеведение

На обращение редакции к читателям — любителям путешествий, опубликованное в статье Время собирать камни или Воскресные впечатления ростовских путешественников, откликнулась жительница Севастополя, предложив к публикации свои фотографии, сделанные во время посещения Бахчисарая.

Татьяна Юрьевна давно на заслуженном отдыхе, но ведет активный образ жизни, посещая разные исторические места на полуострове и не только. Город, в котором она на днях побывала, относится к объектам архитектурного и исторического наследия. В ноябре там еще тепло и цветут розовые кусты, радуя взгляд и наполняя воздух изысканным ароматом.

В Крыму чтут память Александра Сергеевича Пушкина, Татьяна Юрьевна и сама творческий человек, любит поэзию, интересуется живописью, архитектурой и надеется, что благодаря её «скромному» вкладу в популяризацию культуры, у читателей нашего сайта появится желание больше узнать и о самом городе — основанном в 1503 году и бывшем столицей Крымского ханства. А поэма «Бахчисарайский фонтан» поможет понять, какие страсти кипели в этих местах.

Несмотря на то, что часть музейного комплекса находится на реставрации, Татьяне Юрьевне удалось полюбоваться уникальной природой и достопримечательностями. Она сопроводила свои фотографии кратким описанием, но попросила дополнить рассказ. Редакция, используя информацию из открытых источников, подготовила небольшой экскурс в историю.

Название города — Бахчисарай переводится с крымскотатарского как «Дворец-сад». Из-за своей архитектурной разноликости и богатого исторического прошлого Бахчисарай получил название «город пяти веков». В 1917 году он ненадолго стал столицей Крымской народной (демократической) республики.

Строительство ханских апартаментов началось в 16-м веке и в течение двух столетий каждый правитель добавлял что-то новое. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов, в 1736 году Бахчисарай был взят русскими войсками, а ханская резиденция сожжена по приказу фельдмаршала Миниха. После пожара некоторые уцелевшие постройки удалось отреставрировать. Пушкин посетил эти места в 1820 году, в годы южной ссылки, путешествуя с семьёй генерала Раевского. Спустя два года Александр Сергеевич опубликовал поэму «Бахчисарайский фонтан».

Согласно информации, опубликованной на сайтах, посвященных достопримечательностям Крыма, Фонтан слез появился во дворце в 1764 году. В так называемый Двор фонтанов его перенесли «для красоты» по случаю приезда в Крым императрицы Екатерины II. Перед тем он стоял в гробнице Диляры-бикеч (или Деляре), наложницы хана Кырым-Гирея. Существование такого правителя – факт. Упоминалось в письменных источниках и имя Диляры. Доказано и существование ее мавзолея.

Александр Сергеевич вольно изложил в своем произведении исторические факты, однако экзотические колорит, описания, слог — всё это соответствовало романтической моде на ориентализм и было принято русскими читателями с восторгом. Пушкин признавал, что крымская поэма «отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил». Пётр Вяземский написал предисловие, в котором говорилось: «Сие предание есть достояние поэзии». В художественном произведении воплощается не конкретная биография, а создаётся своя реальность. «История не должна быть легковерна; поэзия – напротив». Предисловие понадобилось для того, чтобы предотвратить возможные упрёки в несоответствии сюжета действительности.

Исходная же легенда о Фонтане слез в Бахчисарае имеет несколько иной сюжет. Кырым-Гирей более всего желал воевать, а к людям относился с безразличием и жестокостью. Он даже велел убить всех родственников мужского пола, чтобы не беспокоиться о возможных заговорах претендентов на престол. Гарем же он держал потому, что так было принято.

Но однажды, когда хан уже старел, туда попала Диляре – совсем молоденькая девушка, скорее девочка. Конечно, юная красавица не могла полюбить пожилого правителя, которому она принадлежала, как вещь. Но вот Кырым-Гирей, как это бывает со стареющими мужчинами, безумно влюбился в молоденькую наложницу.

Хотя Диляре так и не полюбила его, но вела себя соответственно – внимательно и ласково. Однако долгая жизнь ей была не суждена – она умерла совсем юной. Хан был потрясен ее смертью. Он приказал похоронить любимую наложницу в роскошной гробнице, призвал мастера Омера и велел создать фонтан, способный полностью отразить его сожаления по усопшей. 

Розы кладут в верхнюю чашу фонтана сотрудники заповедного комплекса Ханский дворец. Своим появлением традиция обязана Александру Сергеевичу. Упоминание о двух цветках, принесенных Пушкиным к фонтану, есть в тексте поэмы. Есть сведения, что в Бахчисарай он ехал целенаправленно, наслушавшись легенд еще в Петербурге. Считается, что темная роза символизирует душу хана, а светлая – его возлюбленной. 

Дворец крымских ханов — Хансарай считается главным историческим памятником и туристическим объектом Бахчисарая, который славился садами и фонтанами, их было не менее 150 на перекрестках и во дворах. Около двух десятков из них орошали Ханский дворец-сад.

Замысел картины «Бахчисарайский фонтан» возник у Карла Брюллова возник после гибели А.С. Пушкина. Над этим полотном художник трудился почти 10 лет. Фото с сайта muzei-mira.com

Во времена фашистской оккупации немецко-румынскими войсками из Ханского дворца было расхищено 283 предмета из богатейшей коллекции экспонатов Дворца и Музея тюрко-татарской культуры. После депортации крымских татар, почти 2000 экспонатов было расхищено или передано в другие музеи СССР. Тем не менее, нынешняя экспозиция состоит на 90 % из предметов, собранных в «довоенное» время.

При подготовке материала использована информация сайтов: Викепедия, krymania.ru, handvorec.ru, poluostrov-krym.com

О.В. Анищенко

Звезда Гуково